Эксперты Союзного государства
Алексей ГРОМЫКО,
директор Института Европы РАН, член-корреспондент РАН
Если некий интеграционный процесс объективен, то остановить его практически невозможно. Другое дело, что, как правило, любая интеграция идет не по заранее написанному плану, хотя такой план нужен, но идет скорее по такому причудливому руслу прихоти времени и обстоятельств. В период после распада Советского Союза мир стал значительно сложнее. Но Россия и Белоруссия, уже в качестве самостоятельных, суверенных государств, 30 лет спустя по-прежнему связаны теснейшим образом так, как, пожалуй, ни одно государство на планете.
Из всего, что достигнуто за последние 20 лет, самое важное — это единое пространство свободы передвижения. Именно его надо в первую очередь беречь, как зеницу ока. Эту плотную ткань межличностных отношений, миллионы нитей, связывающие людей. Если этого не будет, то не будет ничего другого. Безусловно, ХХ век и россиян, и белорусов много чему научил. На постсоветском пространстве у нас масса проблем, включая замороженные или даже тлеющие конфликты. И солидарность, взаимовыручка в таких условиях, безусловно, нужны, как никогда. Мы прекрасно знаем, что Москва и Минск проводят многовекторную политику, но очень важно, что у обеих столиц есть и константы. Прежде всего, это путь упрочения и дальнейшего строительства Союзного государства. Особо нуждаются в консолидации торгово-экономическая и информационная интеграция, производственная кооперация, совместное создание цепочек добавленной стоимости, совместные прорывы на острие научно-технологического прогресса. Конечно же, без продуманной совместной промышленной политики, как на уровне Союзного государства, так и на уровне Евразийского экономического союза, прорывов достичь будет сложно. Мне кажется, это должно быть ясно всем, это очевидный факт.
В ближайшие месяцы и годы мир не станет более спокойным и удобным – и для России, и для Белоруссии. Судя по всему, жесткая конкуренция, в том числе в экономической сфере, не говоря о геополитике, будет только нарастать. Рост мировой экономики замедляется, в 2020 году он падает ниже 3% впервые за 10 лет. Экономика Евросоюза стагнирует, в США экономический рост может упасть ниже 2%. В Китае темпы роста впервые за несколько десятилетий упадут ниже 6%. Экономика России может показать немногим более 1%. И чем на этом фоне занимаются США, если говорить не о сфере безопасности, а о глобальной экономике? Планомерным и в каком-то смысле издевательским удушением Всемирной торговой организации. Они в пику остальным 163 членам ВТО отказываются делать шаги для заполнения вакансии судей апелляционного органа ВТО. Этот орган может перестать функционировать.
Экономическая модернизация, повышение производительности труда, инвестиции в человеческий капитал, в науку, молодежь – вот императивы нашего времени. Остро стоит вопрос и о социальном неравенстве, особенно для России, об этом тоже мы много спорим и говорим. Необходимо искать пути оптимального встраивания и участия в таком мегапроекте, как «Один пояс, один путь». Он сулит всем большие дивиденды, но это случится только при правильном собственном позиционировании в этом проекте.
В перспективе будут складываться три трансрегиональных коридора, что напрямую касается и территории Союзного государства. Это коридор Европа — Каспий — Центральная Азия — Иран — Индия. Второй – от портов Балтийского моря до портов Желтого моря. Третий – это Арктика, через Восточную Сибирь к портам на Тихом и Индийском океанах. На евразийском пространстве надо не забывать о том, что существует и развивается мощное по своему потенциалу объединение – ШОС. Вы знаете, что в 2017 году к нему присоединились Индия и Пакистан. Беларусь, Иран, Монголия и Афганистан принимают в нем участие в качестве наблюдателей. И у ШОС есть еще шесть партнеров по диалогу: Азербайджан, Армения, Турция, Непал, Камбоджа и Шри-Ланка. Лишь совместными усилиями Москвы и Минска можно урегулировать вместе с другими странами украинский кризис. Впервые с 2016 года, состоялся саммит в «нормандском формате», и есть некое ощущение умеренного оптимизма. Итоговое коммюнике настраивает на некую перспективу поступательного движения. Ясно, что в этой ситуации роль Минской переговорной площадки трудно переоценить.
Концепция Хельсинки-2 связывает ожидания и труды дипломатии наших двух стран. Происходит развал системы стратегической стабильности, системы контроля над вооружениями. Выход США из Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности и Договора об открытом небе это мина замедленного действия. В Польше и Прибалтике наращивается инфраструктура НАТО. Вспомним о том, что одной из стран альянса не урегулирована, причем намеренно, проблема границы. Это граница между Эстонией и Россией.
Убежден, что непродуктивны разговоры о якобы дилемме - Союзное государство или Евразийский экономический союз. Мне представляется, что Союзному государству необходимо оставаться ядром интеграционных процессов на постсоветском пространстве, задавать в нем тон, естественно, адаптируясь к интересам всех стран-участниц. И здесь востребован принцип перелива, опыт союзной интеграции использовать в евразийской. ЕАЭС уже продемонстрировал объективность своего существования, от проблем роста ему никуда не уйти. Как это происходит у Союзного государства в последние 20 лет, — надо расширяться и вширь, и вглубь. Запад в последнее время ведет с Белоруссией целую игру. Ещё в начале 2019 года ноября газета «Wall Street Journal» писала, что Запад опасается укрепления Союзного государства и считает необходимым наращивать осторожные контакты с Минском. А бывший заместитель генсека НАТО Вершбоу советует, как правильно это делать. По его словам, следует проявлять осторожность и не создавать у Москвы впечатление слишком тесных связей с Минском. В этой связи считаю непродуктивным для белорусов трактовать внешнее отношение к себе как к некому буферу между Россией и Западом. Вы для нас – друзья и союзники, а для Запада – действительно растратный материал для геополитического противостояния с Россией. В корне неправильно ставить Россию и Запад в отношении к Белоруссии на одну геополитическую доску. А рассуждения такие в последнее время были.
В этих условиях представляется, что значение интеллектуальных, информационных, аналитических платформ, таких как Ассоциация внешнеполитических исследования им. А.А. Громыко, межакадемический совет РАН и НАНБ, Клуб главных редакторов России и Белоруссии «Друзья-Сябры» и многие другие общества и организации призваны удвоить свои усилия ради укрепления Союзного государства, уплотнения его законодательной, социальной, экономической ткани и решения проблем дальнейшего роста.
Чем теснее мы будем сближаться и сообща действовать, тем этих проблем будет больше, но и взаимопонимания, и доверия тоже будет больше. Не сомневаюсь, что Андрей Андреевич (Громыко, дедушка Алексея Анатольевича, ред.), кому в 2020 году исполнилось бы 110 лет, выходец с Гомельщины — общий для России и Белоруссии символ дипломатической стойкости и мастерства в защите наших общих национальных интересов. Не сомневаюсь, что он всецело поддержал бы нашу общую работу и усилия.
Из выступления на научно-практической конференции «Союзное государство: достижения, проблемы, перспективы». Материал дан в сокращённом виде. Хотите полную версию - пишите в комментариях.
© "Союзное государство", № 3, 2020
Фото: Иван МАКЕЕВ
Дочитали до конца? Было интересно? Поддержите журнал, подпишитесь и поставьте лайк!
Материалы по теме:
Владимир МАМОНТОВ: протесты в России и в Беларуси, сходства и различия
Игорь СЕЧИН, малоизвестное выступление в Вероне. Что не напечатали в газетах
Неизвестный доклад главы НОВАТЭК
Олег СОСКОВЕЦ: Запад выращивает в России и в Беларуси свои подконтрольные элиты
Три важных мегапроекта, которые могут вывести Россию и Беларусь в лидеры экономического роста
Почему Беларусь не захотела слияния с Россией
Какая судьба ждёт белорусскую молодёжь, если победит оппозиция?