Найти в Дзене
Непутевая Маша

Карьера учителя - "тупиковая ветвь эволюции"

В этом учебном году мне пришлось пройти курсы повышения квалификации по своему предмету. Не то, чтобы я потеряла за три года квалификацию, даже наоборот, подтвердила свою высшую категорию, но таковы правила – надо. На одной из лекций, которую вела доцент педагогического института, зашел разговор о карьерном росте учителя. Дамочка, по мне так очень далекая от реальности школьной жизни, на полном серьезе рассказывала о перспективах карьерного роста учителя. Не поверите, но только здесь я узнала, что руководитель методического объединения – это ступенька карьерного роста учителя. Серьезно? А я, наивная, считала, что карьерный рост сопровождается материальной благосоставляющей. Ну надо же, а я 12 лет тянула эту лямку почти бесплатно и не понимала, что я добилась карьерного роста. Причем, когда мне доверили сию почетную обязанность, у меня была только вторая квалификационная категория. Вот уже второй год, как мне удалось скинуть бремя почетной карьерной ступеньки на молодого специалиста(пусть растет!), и вздохнуть полной грудью без разного рода бестолковых отчетов.

Если брать карьерный рост по вертикали, то максимум для учителя – это кресло директора. Скажите, много ли желающих занять это кресло? Большинство к этому даже и не стремится.

Мама моей подруги проработала 30 лет в школе учителем английского языка. За все время работы ей раз 5 предлагали должность директора, но она все время отказывалась. Когда я у нее спросила, почему она не соглашается, то она ответила: «А зачем? Я учитель и на своем месте уже 30 лет, а вот сколько директоров за это время уже сменилось, сразу так и не скажешь». Нужно сказать, что дольше 30 лет она работать в школе не стала. Ушла на пенсию и подрабатывала на переводах. А потом через пару лет уехала работать в Штаты. За два года она смогла заработать там на двухкомнатную квартиру дочери. А когда внучка пошла в 1 класс вернулась и опять принялась за переводы. А вот ее коллега осталась в школе и вынуждена была работать до 65 лет простым учителем английского языка, потому что на одну пенсию жить тяжеловато. И какой же у нее карьерный рост за 45-летний стаж?

Карьерный рост учителя в школе совсем не зависит от стажа, тут действуют другие законы.

Когда я только пришла работать в школу, наблюдала карьерный взлет молодой учительницы. Она пришла через год после меня. Молодой биолог с красным дипломом. Умничка, ловила все на лету, быстро могла реагировать на различные ситуации. Со «старым» биологом они нашли быстро общий язык. Девочка хорошая, хотя и была замужем, а собственных детей как-то не случилось. Но вот одна беда – дети ее не воспринимали. Говорили, что она сама много знает, но вот донести до детей свои знания не может.
Через два года нашего директора с почетом отправили на пенсию, а новым назначили «старого» биолога. Как вы думаете, кто стал завучем по воспитательной работе при новом директоре? Все правильно – молодой биолог с красным дипломом. Стремительная карьера за два года.

Если же брать горизонтальный карьерный рост, то здесь лектор перечислила «все возможности» учителя: владение методиками, технологиями и компетенциями, разработка инновационных программ и проектов, обучение смежным предметам, участие в профессиональных конкурсах, семинарах, конференциях, проведение мастер-классов, трансляция собственного опыта педагогическому сообществу, повышение квалификации и прочие «прелести».

-2

Вот это уже даже не смешно. Оказывается все эти вышеперечисленные инициативы, навязанные учителю сверху, направлены на карьерный рост учителя. Я вот только одного не пойму, как это отразиться на моей зарплате и как я пойму, что я, действительно, продвинулась хотя бы на ступеньку вверх. Я, возможно, поняла бы, если бы это считалось личностным ростом, а вот на карьерный, как-то слабовато тянет.

Единственный карьерный рост на данный момент для учителя – это квалификация педагога. Но вот дойдя до верхней 3 ступеньки, учителю ничего больше не остается, как только держать баланс и не рухнуть с этой лестницы до «соответствия должности».

А как Вы считаете, есть ли у учителя карьерный рост или это "тупиковая ветвь эволюции"?