Продолжим начатую ранее тему анализа динамики развития российской экономики за последние 30 лет. На дворе январь 2021 года, так что пора осмысливать результаты проведения в жизнь программных документов. Это утвержденная в 2008 году "Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года" и опубликованная в марте 2012 года "Стратегия- 2020". Последний документ разрабатывали 5 с лишним лет с привлечением аж более 1000 специалистов. Денег на оплату их труда, сами понимаете, не жалели.
Вот какие цели, стоящие перед страной, видели разработчики программы. "Теперь задача - в выходе на траекторию устойчивого и сбалансированного роста в целях модернизации и догоняющего развития, перехода к инновационной стадии экономического развития и создания соответствующей ей инфраструктуры постиндустриального общества. Именно поэтому настоящая Стратегия базируется на двух основаниях - новой модели экономического роста и новой социальной политике".
Начнем с показателей, которые планировалось достичь путем внедрения новой модели экономического роста. Итак, прогнозировался рост ВВП по отношению к 2012 году на уровне 64-66 процентов. Данных за 2020 год естественно еще нет, но если судить по результатам 2019 года, то итоги плачевные. По разным оценкам, включая и наш Росстат, рост ВВП не превысил 6-9 процентов, что в 7-10 раз меньше запланированного. Понятно, что за год, да еще в условиях пандемии, ВВП нужных объемов не наберет. А так как по 2020 году ожидается падение экономики, то вполне очевидно, что задача по существенному росту ВВП не выполнена, вернее, просто провалена.
Перейдем к анализу прогнозов и фактических данных по "новой социальной политике".
Согласно "Стратегии-2020" реальные располагаемые доходы населения за этот период должны были вырасти на 64-72 процента по сравнению с 2012 годом. По итогам 2012 года рост реальных доходов населения по данным Росстата составил 4,6 процента. Однако, начиная с 2014 года, динамика изменений показателя приняла отрицательный характер, и только в 2018 году был зафиксирован небольшой рост. Как итог, реальные доходы населения с 2012 по 2019 год сократились примерно на 5 процентов. То есть, и здесь ситуация провальная.
В концепции долгосрочного развития (КДР) РФ были предусмотрены и меры по борьбе с бедностью. Предполагалось уровень абсолютной бедности снизить с 13,4 процента в 2007 году до 6-7 процента к концу 2020 года. Кроме того, планировалось увеличить средний класс до половины населения страны. За период с 2008 по 2012 год уровень бедности снизился до 10,7 процента. Затем он вновь пошел в гору, дойдя до 13,3 процента по итогам 2016 года. Далее, после небольшого двухгодичного снижения, уровень абсолютной бедности вновь начал расти и в 2019 году , по данным Росстата, достиг 12,7 процента от общей численности населения РФ. Это означает, что за чертой бедности в нашей стране живут порядка 19 млн человек. Хотелось бы подчеркнуть два обстоятельства: во-первых, это данные Росстата, доверять которым нужно с оглядкой, а во-вторых, нужно понимать, что толкование термина "абсолютная бедность" делалось людьми, в задачи которых не входило выявление реального положения вещей. Но в любом случае ясно, что поставленная задача не выполнена. То же самое можно сказать и о величине среднего класса в нашей стране. Однозначного, всем понятного определения этого термина в нашей стране нет, поэтому и оценки сильно разнятся, от 7 до 38 процентов. Показательно, что оценка в 38 процентов дана специалистами ВШЭ, организации- разработчика "Стратегии-2020". Что и говорить, если даже президент, ссылаясь на методику Всемирного банка, отнес к среднему классу 70 процентов населения РФ.
Перейдем к инвестициям в социальную сферу. Согласно "Стратегии - 2020" необходимо было выполнить бюджетный маневр с перераспределением в пользу здравоохранения и образования. Долю здравоохранения в ВВП страны предполагалось увеличить почти в два раза и довести до 5,5 процента, а долю расходов на образование предусматривали поднять с 4 до 6 процентов ВВП. Что же вышло в итоге? Расходы на здравоохранение вместо роста показали падение на 0,5-0,7 процента, а совокупные расходы высшее, общее и дошкольное образование упали относительно 2007 года почти на 1,5 процента. Я не привожу здесь данных по расходам на социальную сферу высокоразвитых стран, так как впечатление о работе правительства РФ и без того удручающее.
Можно еще долго перечислять невыполненные мероприятия и показатели. Но пора посмотреть, а что же было выполнено. Это тоже очень любопытно.
Власти посчитали, что они каким-то образом субсидируют владельцев личного автотранспорта. Чтобы уменьшить эти дотации были повышены обязательные платежи, увеличены размеры штрафов за нарушения ПДД и введены платные парковки. Резко увеличили количество платных автодорог, правда забыв при этом, что везде должны быть альтернативные бесплатные автодороги, но не грунтовки в ямах и рытвинах.
Для развития частной инициативы заморозили развитие общественного городского транспорта, за исключением Москвы и городов-миллионников.
Ввели отчисления на ремонт многоквартирных домов. Вот только не уточнили, когда этот ремонт будет проводиться, если вообще будет. Но отчисления плати.
Начали проводить налоговый маневр, при котором основным для нефтяной отрасли станет налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). При этом, правда, повысятся цены на внутреннем рынке, зато экспорт станет более выгодным.
Ну, и напоследок, самое главное. Согласно "Стратегии -2020" предусматривалось постепенное повышение пенсионного возраста до 63 лет. Вот это предложение, наиболее больное для нашего народа, было с лихвой перевыполнено. Теперь, начиная с 2028 года, пенсионный возраст будет составлять 60 лет для женщин и 65 лет для мужчин. А теперь давайте посмотрим данные Росстата по продолжительности жизни в России за 2018 год. Средняя продолжительность жизни в стране 72,9 года, в том числе мужчин - 67,7 года и женщин - 77,8 года. А мужчины на селе живут еще меньше - 66,7 лет. Вдумайтесь только! Мужчины в среднем поживут на пенсии всего 1,7-2,7 года. А половина вообще не доживет до пенсионного возраста. Встает вопрос, а зачем тогда мы производим выплаты в Пенсионный фонд? И почему сокращаются отчисления на здравоохранение, чтобы вообще никто до пенсии не доживал?
В заключение я предлагаю всем Вам, уважаемые читатели, задуматься над прочитанным и решить для себя, а стоит ли поддерживать такую власть и не пора ли всем народом пойти в сентябре на выборы и прокатить партию этой власти?