Пьеса по мотивам книги Пауло Коэльо «Вероника решает умереть»
Вторая сцена.
Входит Доктор Игорь. Включает настольную лампу и ищет что-то на столе.
Доктор Игорь. Ну, наконец-то. Надо скорее записать, пока всё так стройно и основательно выстроилось. Итак, Мари (берет ручку). В науке принято делать вид, будто того, что находится вне нынешней области знания, не существует. Это глупо. В качестве одной из причин депрессии часто называют недостаток солнечного света. Может и правильно, но в случае Мари причина явно совсем иная: укрывшийся в ее прошлом мужчина. Даже, лучше сказать, фантазия, созданная ею вокруг одного, единственного мужчины. Она блестяще закончившая школу, университет, одна из наиболее подающих надежды молодых юристов, как бездомная дворняжка, бросилась в непроницаемый омут, чтобы потерять всё ради любимого… Его рук, губ, редких встреч в рабочие дни за переплытым когда-то Атлантическим океаном. Она, как цирковой пудель на привязи, была готова сутками крутиться, вращаться, занимать время какой-то работой и чепухой только ради одного – надежды на еще один крохотный, лакомый «кусочек сахара», пропитанный его объятьями, губами, поцелуями. Задумывается.Такая трогательная дружба получилась у нее с нашим художником. Это очень, очень хорошо, что она увлеклась им… лишь бы там, дома, она нашла что-то похожее. Пауза.Интересно, ей действительно этого хочется? Начинает что-то писать.
Гораций.Женщины-женщины… ах, как в вас много потаенного и крамольного. Да и мужчины, впрочем, тоже не лучше: качели, сплошные качели. Я знал одного такого, помощника адвоката, который всю жизнь строил воздушный альков для возлюбленной. Что удивительно – построил. В какой дом теперь не зайди в Любляне – везде она: неприступная, красивая, ясноокая.
С последними словами появляется прогуливающийся (на расстоянии) с девушкой-приведением Лазаретти.
Лазаретти.
Уж Солнца нет. Блестит, неисчислим,
Созвездий рой во всех углах Вселенной, -
Земля красой любуется нетленной,
Покинутая солнцем золотым.
Пусть облаков уже зарделся дым,
И небо розовеет постепенно, -
Что Солнца ждать? Страшна его измена…
Зачем земле опять встречаться с ним?
Я, как на звезды в пропасти безбрежной,
Порой на милых девушек взгляну, –
Здесь каждая могла б улыбкой нежной
Пленить меня, но я уже в плену…
Лазаретти берет за руку девушку и они уходят.
Я слеп для всех, чтоб видеть лишь одну –
Владычицу души моей мятежной.*12
Гораций.Впрочем есть и совсем другие. Совсем другие… Мужчины в костюмах и галстуках, высокие государственные чиновники признающиеся на приеме у доктора Игоря, что тратят целые состояния на румынских проституток лишь ради возможности полизать им ноги. Юноши, влюбленные в мальчиков, девушки влюбленные в подруг по колледжу; мужья, желающие, чтобы их женами обладали посторонние… обладали яростно и по-скотски. Жены, возбуждающиеся от одного тихого шепота в ушко, лучшего друга их суженного и благоверного. И – оргии... Страстные и умопомрачительные оргии. Где готовятся всё новые и новые хмельные, терпкие коктейли из рвущихся на свободу губ, блестящих, как только что вынутая из воды морская раковина, рук, разбросанных и забытых, как изможденные, потные полоски плети, после буйной скачки… извивающихся в неповторимом танце тел, слегка похожих на человеческие: то вьющихся, как повилика, продолжающая уже начатое, то взлетающих к небу, на вершины самых высоких и ярких сосен, создавая еще не зримое, но созреваемое. Если верить последнему исследованию доктора Лауреана, едва ли не каждому, по крайней мере раз в жизни, хотелось попробовать кого-то другого, принять участие в настоящем, самом бесстыдном и бессознательном сладострастии.
Доктор Игорь(задумчиво). И мне тоже?
Гораций.Ну, доктор, не ожидал. К чему эти вечерние вопросы, не доживающие до полуночи. Кто у нас сегодня дежурит, а? Появляется Люсьен.
Доктор Игорь(сделав жуткую физиономию и изменив голос). Однажды мне приснился ужасный, страшный сон. Я не в тебя влюбился и целовал в лицо…
Люсьен. А я не боюсь, ведь это была я, просто ты меня не узнал (корчит рожицу и прижимается).
Доктор Игорь (отстраняясь). Ты сделала новенькой, инъекцию?
Люсьен. Сделала… (прижимаясь еще сильнее).
Доктор Игорь. Люсьен, Люсьен, не сейчас… мне надо еще… (после безуспешных попыток освободиться, рычащим голосом).Готовь медведица кровать, медведь почти уже в берлоге! Страшно?
Люсьен.Ну, разорви, разорви меня, эскулапый-косолапый…
Доктор Игорь. Я мужчина, а смерть (показывая на нее) – это моя жена… Она сейчас будет раздеваться, ах как она умеет раздеваться (начинает раздевать Люсьен), она будет прекрасна, и она обязательно захочет кем-то отужинать, ведь она так голодна. Эта безумная, бестолковая шлюха жизнь забыла, что смерть тоже хочет кушать. Она хочет… это девочка по имени Хочу, чтобы я занялся с ней любовью, но не как с пожирающей самца паучихой, а как с любящей, еще не познанной женихом невестой. Мы поплывем с тобой в упоительной барке… единые в одном влечении, единые в одном стремлении: только творить. Мы исчезнем с этой планеты как мимолетные метеоры, как исчез когда-то с лица земли бедняга «Элдридж».*13 И никто, ты слышишь, никто! Не посмеет сказать: они не были. Нет, ты не проститутка и не любовница, которой я стыжусь, о которой хочу умолчать или забыть… делая вид, буд-то тебя не существует. Подобно моей поднебесной избраннице – ты вдохновляешь мое настоящее и превращаешь его в будущее. Ты! Всегда такая близкая… и упоительно опасная. Иначе и не может быть – ведь ты – Смерть!!*14
Они соединяются. Свет гаснет. Но еще долго слышны интересные звуки.
Гораций (подглядывая). Ночь и есть ночь – всегда превосходная служанка раздевающего мужчины и одетой в него женщины. Когда в отделении такая юная и ласковая медсестра приходится работать по двадцать четыре часа в сутки.
Светает. Появляются прогуливающиеся по саду Андрей и Мари. Они останавливаются у качелей.
Андрей.Ты знаешь с каким иногда удовольствием я вспоминаю наши разговоры. Здесь, в Виллете, я уже так долго. Пауза.Я больше не позорю своих родителей, отбросил в строну самолюбие и притязания… Иногда по вечерам, я часами могу наблюдать как медленно догорает закат и появляется как что-то сверхъестественное и таинственное – оживающее царство звезд. Я с удовольствием смотрю на редкие, незнакомые лица, заглядывающие в наше «логово», люблю послушать ничего не значащие разговоры о смысле жизни. За эти годы я стал абсолютно спокойным и тихим. И только райские видения, приходящие как ночные воры, лишь иногда, по бездонным ночам, еще смеются, не исчезают. Они так удивительны, так не похожи на все происходящее… и здесь… и не рядом.
Мари.Знаю. Можешь не объяснять. В окружающем нас мире есть множество вне чувственных «вещей» и реальностей, которые одеваясь в слова как в смирительную рубашку просто гибнут… обретая форму и переставая быть самими собой – реальностью вне формы и шелестящих по воздуху болтливых одежонок. Мы уже не раз говорили об этом. Смотрит в глаза Андрею.Я тоже уже готова.
Андрей (уходя от ответа).Когда я рисую картины, то я по крайней мере до боли в пальцах, до рези в глазах ощущаю, чувствую эти великолепные краски, сочетания, тени… всё-всё из того, что дарует мне видеть Господь. А жизнь, она совсем другая. Я видел тот мир, но ни на йоту не смог заглянуть и увидеть хотя бы силуэт, хотя бы краешек той картины, которую рисую я… мои ноги, мои губы, мои слова, мои жесты, мои поступки… Я благодарен тебе, я понял одну очень важную вещь: не надо делать жестких установок, жестких движений, там, в душе. Хочешь люби, хочешь ненавидь. Но только не пытайся рисовать будущее. Самый большой художник не любит этого. «Слушай как звонят колокола в соборе Святого Николая,*15 слушай пение птиц на рассвете» – красивые слова ты говорила мне тогда, а я тебя возненавидел. Глупо, по-детски. Так же как сейчас… (тихо, неуверенно)люблю. Я хочу, чтобы ты, Мари, вышла из Виллете, также как и я вышел из моего… когда-то придуманного мира. Вышел вместе с тобой (прислушивается). Кажется дождь?
Мари.Капает. Ты, видел мою новенькую? Она чем-то напоминает Элеонору. У нее красивое имя – Вероника. Представляешь, если б она была еще из Вероны? Вероника из Вероны… Я до сих пор не могу поверить, что в мире такое возможно… Энтони подслушал разговор в ординаторской: ей осталась всего неделя, а может даже и меньше. Я только сейчас представила себе как ужасно, знать почти наверняка, точную дату.
Андрей.Может Энтони что-то напутал. Нелепость какая-то. Есть человек, ходит, разговаривает, а он почти уже там. Это как сорвавшийся в пропасть автомобиль. Он еще красиво блестит и переливается в лучах Солнца, в нем работает мотор и живут люди, но пройдет какой-то миг, мгновение, и уже ничего и никого не будет. Пауза.Интересно, она догадывается?
Мари.Ты всё еще вспоминаешь аварию? Не надо, жизнь продолжается. Пауза.Сегодня ночью мы разговаривали. Она, глупенькая, спрашивала у Люсьен что значит быть сумасшедшей.
Андрей.И что она?
Мари.Да ей-то что? Она только из ординаторской выпорхнула, дух не перевела… Нужны ей умные разговоры с уже поло… полу… мертвой. Что будем делать, ведь мы так долго этого ждали?
Андрей. Еще несколько дней. Ведь ты не уйдешь раньше? Мари молчит.
Наполеон (голос за сценой). Мушиенкабы… Мушиенкабы… Всем спать!! Мушиенкабы… мушиенкабы… мушиенкабы… Всем спать!!
Андрей. Наполеон… как всегда, точен.
Мари. Пойдем, уже накрыли к завтраку.
Все уходят.
Примечания
12. Франце Прешерн. Цитата из сонета № 2 сборника стихов «Сонеты Любви».
13. «Элдридж» - название американского военного корабля. По легенде в 1943 году над ним был проведен секретный эксперимент по невидимости.
14. Джон Роберт Фаулз(1926 – 2005) – английский писатель.Перефраз цитаты из книги «Аристос», главы «Смерть».
15. Кафедральный Собор св. Николая(1707), расположен в столице Словении городе Любляне.