К началу Второй Мировой войны военно-морские силы Германии имели в своем составе довольно малое количество боевых кораблей п подводных лодок. Поэтому основной акцент в Битве за Британию фюрер сделал на свои военно-воздушные силы. Ну, а после того, как Люфтваффе потерпели поражение от Королевских ВВС, проблема борьбы с флотом Великобритании и ее союзников стала особо остро.
Верховное командование кригсмарине прекрасно осознавало тот факт, что в после открытого боестолкновения немецкого флота с британскими ВМФ, от первого останутся лишь обломки на морском дне, из-за чего было принято решение о борьбе только с морскими коммуникациями союзников. Для этих целей более всего подходила тактика подводной войны. А командующий подводным флотом Карл Дёниц, видимо, считая себя царем Спарты - Леонидом, утверждал, что поставит зависящую от морских поставок Англию на колени, имея 300 субмарин нового типа VII.
В 1939 году на вооружении Германии состояло немногим более пятидесяти устаревших подлодок прибрежного базирования, но после взятия немецкой военной промышленностью курса на создание самого большого подводного флота в мире, их число стало расти невероятными темпами, и концу войны было спущено на воду, или точнее сказать под воду, около 1100 штук.
Выбить Великобританию до вступления в войну США, не смотря на все старания немецкого флота и авиации, не получилось, и теперь перед кригсмарине стала новая, еще более сложная задача – прекратить американские атлантические поставки.
Используя концептуально новую военно-морскую доктрину «Волчья стая», в 1941-1942 годах немецкие подводники с довольно большим энтузиазмом отправляли ко дну огромное количество американских транспортников, с тысячами тон ценного груза.
«Волчья стая» – тактика группы подводных лодок по обнаружению, преследованию и одновременной атаки вражеского морского конвоя с разных направлений.
Главной причиной успеха подводных волков стало то, что до войны в странах антигитлеровской коалиции не уделялось должного внимания обучению по противолодочной борьбе экипажей боевых кораблей. Командующие ВМФ Союзников попросту не могли себе представить подобных масштабов использования подводных лодок и вообще считали, что активный гидролокатор (сонар) сделал их абсолютно бесполезными и уязвимыми. Ну и к тому же, такой вид ведения боевых действий был запрещен Лондонской военно-морской конвенцией 1930 года – кто же мог подумать, что Гитлер не будет соблюдать международные договора и пакты?
Переломным же моментом в войне за Атлантику стал апрель 1943 год, когда почти на каждый потопленный корабль американцев, приходилась одна потопленная лодка немцев.
Благодаря общему наступлению стран коалиции на всех фронтах, в том числе и на Атлантике, из войны постепенно выбивались союзники Германии, что приводило к потере ею большого количество военно-морских баз, на которых базировались и без того потрёпанные, надводные корабли и морская авиация.
Страны союзников, в свою очередь, наоборот сосредотачивали всё больше усилий и средств на охране конвоев и борьбе с немецкими подлодками. Экипажи противолодочных кораблей и эсминцев, пилоты морской авиации, имеющие опыт и новейшее оборудование по обнаружению, все чаще вступали в бой с серыми волками, не оставляя им никакого шанса на спасение.
За годы Второй мировой войны из суммарных потерь в 3700 кораблей Союзников, немецкими подводниками было уничтожено около 2800 кораблей, общим тоннажем более 14 миллионов тон и десятками тысяч членов экипажа.
С другой стороны из 1153 построенных и укомплектованных подводных лодок, к концу войны Германия потеряла 783, а вместе с ними 28728 членов экипажа, в живых осталось около 7000 человек. Это около 20%, выживал каждый пятый немецкий подводник.
Если понравилась статья, буду очень признателен за лайк и подписку)