The ROZ VITALIS Story, part 3
Приветствую всех читателей Prog Island! Сегодня я имею честь представить Вашему вниманию интервью с основателем и главным автором группы ROZ VITALIS Иваном Розмаинским. Разговор получился интересным и обстоятельным, поэтому, учитывая, к сожалению, все угасающую тягу к чтению объемных материалов, материал поделен на две части.
Вопросы - Александр Ковтун (Prog Island, SPb), отмечены "А.К."
Ответы - Иван Розмаинский (ROZ VITALIS), отмечены "И.Р." соответственно.
Место и год рождения: Ленинград, 1973
Образование, где учились: Экономический факультет СПбГУ
Александр Ковтун: Что привело в музыку? Каковы побудительные мотивы заниматься музыкой на профессиональном (практическом) уровне (особенно учитывая реалии и особенности российской действительности)?
Иван Розмаинский: В музыку привело длительное и частое слушание разнообразной музыки и, в первую очередь, увлечение прогрессивным роком, особенно 1970-х годов, но не только того периода. Основные побудительные мотивы заниматься музыкой на профессиональном уровне – наверное, такие: стремление к Красоте, Истине и Добру; желание самореализации; осознание неполноценности своего существования без занятий музыкой на профессиональном уровне; побуждение изменить к лучшему себя, окружающих меня людей и весь мир J
А.К.: И как Вы сейчас оцениваете, что удалось из всего Вами перечисленного? Весь мир, видимо, вряд ли получилось изменить к лучшему, а в отношении остального?
И.Р.: Если хотя бы одному человеку, послушавшему нашу музыку, стало лучше – в каком-либо смысле – от общения с творчеством ROZ VITALIS, то мир уже изменился к лучшему, пусть даже этого никто не заметил. J Если какое-то количество людей будет считать, что мир, в котором есть ROZ VITALIS, фундаментально лучше, чем мир, в котором ROZ VITALIS отсутствует, то, значит, мы не зря делаем своё дело. А так – что-то из задуманного удалось, что-то нет. Я рад, что многое удалось.
А.К.: Ваши музыкальные пристрастия? Соответственно, влияния (стилевые, может, конкретные примеры)? Меломан ли Вы? Наличие фонотеки и приоритеты при ее составлении?
И.Р.: Я – меломан. Самая любимая музыка – британский и итальянский прог-рок – 1970-х годов: King Crimson, Yes, Jethro Tull, Gentle Giant, ELP, Camel, VDGG, Genesis, Pink Floyd, Le Orme, Banco del Mutuo Soccorso, PFM, Museo Rosenbach, Cervello… Среди прочей почитаемой музыки – И. С. Бах, Г. Ф. Гендель, Л. Ван Бетховен, Ф. Шуберт, В. Дашкевич, Supersister, Pulsar, Depeche Mode, After Crying, Anglagard, The Flower Kings, Olive Mess, Steven Wilson, Homunculus Res и очень многое другое. Лучший дебютный альбом 2020 года – одноимённый релиз группы из Барселоны Magick Brother and Mystic Sister. А фонотека в виде компакт-дисков и цифровых файлов – не столь уж велика.
А.К.: По специфике моей группы: слушаете ли Вы (собираете) альбомы неизвестных, малоизвестных, забытых групп? Интересно ли это Вам?
И.Р.: Да, что частично можно понять из моего ответа на предыдущий вопрос.
В частности, очень нравятся исполнявшие и исполняющие прог-рок забытые и малоизвестные группы из Италии, Венгрии, стран Скандинавии и иных стран и регионов.
А.К.: Что Вас вдохновляет на создание музыки, и почему Вы стремитесь довести свои идеи до конечного продукта? Важен ли для Вас сам конечный продукт, например, альбом?
И.Р.: На создание музыки может вдохновить всё, что угодно. Я бы сказал, что для меня создание музыки – это органичная и неотъемлемая часть самой моей жизни – вот уже последние лет 20, и без этого я свою жизнь уже почти не представляю.
Для меня конечный продукт чрезвычайно, если не безмерно, важен! В значительной мере, каждый законченный альбом - то, что как бы подытоживает определённый этап жизни музыкальной группы; подобно тому, как законченный фильм подытоживает определённый этап существования съёмочной группы.
А.К.: Ваши альбомы – это законченное произведение, со своей концепцией? Или просто набор треков, созданных и доведенных до необходимого уровня для «укомплектования» альбома?
И.Р.: Каждый альбом – в той или иной степени и то, и другое. В начале работы над альбомом есть, как правило, и некая концепция, и некий набор треков. Разработка и совершенствование концепции, с одной стороны, и работа по записи и сведению треков, с другой стороны, влияют друг на друга.
А.К.: Важен ли вообще для Вас формат альбома? Не изжил ли себя этот формат «подачи» музыки?
И.Р.: Для группы, играющей прогрессивный рок, именно альбом – главная форма «высказывания», «самовыражения», существования. Для групп, играющих в других жанрах – не обязательно.
Точно также роман – не обязательно главная форма для писателя. Довлатов прекрасно состоялся как писатель без романов. Но трудно представить себе без романов Толстого или Достоевского. Равно как и трудно представить, чтобы творчество Андрея Тарковского имело бы формат исключительно видеоклипов.
Аналогично, A-HA или ABBA могли бы и не записывать альбомы, ограничившись выпуском синглов. Но Yes, Van Der Graaf Generator, After Crying или The Flower Kings – нет.
А.К.: Ваше отношение к физическим носителям сегодня? Нужны ли вообще? Отводите ли Вы существенную роль оформлению альбомов, их визуальной составляющей?
И.Р.: Физические носители важны. Хорошо, когда альбом можно подержать в руках. До сих пор ряд слушателей предпочитает наслаждаться музыкой на таких носителях. Есть рецензенты, которые рецензируют только диски. Оформление альбома также важно, по меньшей мере, потому, что неинтересная или некачественная обложка может сильно затруднить продвижение альбома.
А.К.: Расскажите, пожалуйста, об основной идее в оформлении Ваших последних релизов. Почему именно такой cover-art был использован при оформлении обложек для “The Hidden Man Of The Heart”, “Daybreaking Live”, “The Wind of the Season” и “Caress Of Compassion”? В чем основная идея каждой из них?
И.Р.: Во-первых, надо оговориться, что два упомянутых вами релиза – не ROZ VITALIS. “The Wind of the Season” – альбом группы FAIR WIND PLEASES, вышедший 18 января 2021 года, а “Caress of Compassion – альбом ансамбля COMPASSIONIZER, изданный в сентябре 2020 года.
Во-вторых, обложки всех названных четырёх релизов делались разными людьми (соответственно, в порядке перечисления релизов, это Лиза Чекалина, Анна Лейбман, Валерий Суевалов и Вячеслав Потапов), каждый из которых имел большую свободу действий и своё собственное восприятие, и понимание того, что и как надо делать. Об основной идее лучше спросить каждого из авторов. Ну и добавлю, что в случае с “Daybreaking Live” Анна предложила несколько вариантов обложки, и музыканты группы выбрали самый понравившийся. Во всех остальных случаях было предложено по одному варианту (если не считать того, что обложка “Caress of Compassion” была предложена в разных цветовых «решениях»), который и был принят «заказчиками». Для меня важно, что, по моим ощущениям, есть некое внутреннее соответствие между музыкой и обложкой.
А.К.: Что для Вас более комфортно, - работа в студии (дома) или живые выступления? На сцене возможна импровизация, в студии – нет. Вы поощряете импровизацию во время выступлений или стремитесь играть «в ноль» со студийным оригиналом?
И.Р.: Я по натуре – интроверт и домосед. При прочих равных условиях, мне комфортнее дома (в студии), а не в концертном зале. Но многое зависит от звукоинженеров и прочих аспектов: концерт в каком-то клубе может оказаться потрясающе приятным мероприятием, а запись в какой-то студии - кошмаром
Далее. Мне не нравится играть «в ноль» со студийным оригиналом, и я поощряю импровизацию во время выступлений. Хотя бы потому, что, когда мы импровизируем, мы создаём нечто новое. И это прекрасно! J Как правило, концертные и студийные версии одних и тех же композиций ROZ VITALIS различаются, и не только из-за наличия импровизации. Дело ещё и в том, что, с течением времени, могут прийти в голову новые аранжировочные, композиционные и прочие идеи, и произведение, когда-то записанное в студии, продолжает жить своей собственной жизнью и преображаться уже за пределами этой студии. На мой взгляд, это, опять-таки, прекрасно!
А.К.: Согласен, ведь это и есть суть музыки, как творчества, на мой взгляд! Если группа играет какую-либо вещь на концертах, и при этом в полотно каждый раз добавляется что-то новое, значит музыка жива, она дышит и чувствует!
И.Р.: Да! Человеку, который хотел бы серьёзно познакомиться с творчеством ROZ VITALIS, я бы порекомендовал прослушать внимательно хотя бы 2-3 концертных альбома группы, ну, например, такие, как “Daybreaking Live” (2020), “Elephant Live” (2018), “At Last. Live” (2017). Без этого впечатление от музыки ROZ VITALIS будет однозначно неполным.
Продолжение интервью здесь
Страница группы на Bandcamp: https://rozvitalis.bandcamp.com/
Страница группы на ProgArchives.com: http://www.progarchives.com/artist.asp?id=1836
Александр Ковтун (© Prog Island, SPb, январь 2021)