24 января исполнилось 120 лет со дня рождения советского режиссёра и сценариста Михаила Ромма. Про каждый из его фильмов можно говорить долго (даже про непопулярные в наше время картины о Ленине).
Многие критики и зрители называют вершиной творчества Ромма фильм «Девять дней одного года». К примеру, мой университетский преподаватель — физик по профессии, неизменно делился своим восторгом от этой киноленты, настолько в ней, по его мнению, «всё по делу».
Но я хочу сегодня вспомнить фильм, с которого началось моё знакомство с творчеством Михаила Ромма.
Итак, «Обыкновенный фашизм».
Впервые автор этих строк увидел кадры из картины случайно: по телеканалу «Культура» шла передача, в которой «Фашизм...» сравнивали с какой-то другой документальной лентой. Причём, сравнение было в пользу второго фильма, как менее «пропагандистского». Но несколько отрывков из «Фашизма...» меня действительно заинтересовали, не столько даже высмеиванием Гитлера и его окружения, сколько «динамикой» повествования. Кроме того, меня интересовало, что за актёр так хорошо читает закадровый текст?
Просмотр «Фашизма...» лишь укрепил мою симпатию к этому фильму. Тем более, что талантливым «диктором» оказался сам режиссёр.
В общем, я эту картину люблю и сейчас расскажу вам о причинах своей любви к ней.
Несмотря на высокий рейтинг (на «Кинопоиске» 8,3, на IMDb – 8,2), некоторые зрители, как и авторы той давней передачи, к сожалению, обвиняют «Фашизм...» в пропаганде. Мол, и руководство Рейха изображено почти карикатурно, и критика «капиталистических» стран присутствует, и исторические события показаны не все. Некоторые идут дальше и обвиняют Ромма в сокрытии «преступлений сталинизма».
Справедливы ли все эти обвинения? Нет, не справедливы.
И дело даже не в том, что фильм был создан в 1965-м году, когда хотя Культ личности уже «развенчали», но цензура в СССР отменена не была.
«Обыкновенный фашизм» — фильм документально-публицистический, он рассказывает не об истории фашизма (или нацизма) собственно, и даже не о тоталитаризме как виде управления странами. Это кинокартина о Государстве разрушающем жизнь своих граждан.
Показаны две стороны этого «Левиафана», отличающиеся друг от друга лишь способами влияния на людей. Государство стирает индивидуальность человека — не важно, делается это в агрессивной или же ненавязчивой форме. Грубо говоря, тоталитарный Левиафан своих граждан всячески стращает и «гнобит», а после отправляет на войну, а «не тоталитарный» — развлекает, веселит, но после отправляет туда же. И не важно, под какой маской скрывается чудовище.
Германский нацизм выбран лишь для примера, выбран по понятным причинам: всего двадцать лет отделяло первых зрителей фильма от окончания Великой Отечественной войны. Переживания и воспоминания могли помочь пониманию задумки авторов. Кроме того, режим Гитлера оставил после себя множество разнообразных документальных свидетельств: кровавых, жутких и даже комичных. Комичные свидетельства, снабжённые комментариями диктора-режиссёра дополняют общую абсурдность ситуации: множество людей, которые вдруг видят в одном, казалось бы, не самом прекрасном и удачливом «художнике» великого спасителя нации, практически бога. Понятно, что это — лишь один из аспектов ситуации. Не станем говорить сейчас обо всех причинах прихода Гитлера к власти. Важно другое: с какой готовностью и радостью люди служат своему Левиафану. Как готовы «стереть» свою идентичность и идти на преступления ради мнимой милости чудовища.
Мне встречалась статья про Михаила Ромма, где сообщалось следующее: во время Гражданской войны заполнявший его анкету сослуживец написал, что Ромм скорее всего «анархо-индивидуалист».
Думается, автор анкеты (в статье утверждалось, что заполнялась она именно другим человеком, а не самим Роммом) угадал не политические взгляды, а характер на тот момент бойца Красной армии. Неприязнь к государству-Левиафану и вера в Человека — вот две темы «Обыкновенного фашизма». Но всё же главная из них — вера. За эту веру в Человека я и люблю этот фильм.
Уважаемые читатели, благодарю вас за внимание! Ставьте лайки, оставляйте комментарии, подписывайтесь на канал — впереди много интересного.