Найти тему
ex libris

Почему я люблю «Обыкновенный фашизм»?

24 января исполнилось 120 лет со дня рождения советского режиссёра и сценариста Михаила Ромма. Про каждый из его фильмов можно говорить долго (даже про непопулярные в наше время картины о Ленине). 

Многие критики и зрители называют вершиной творчества Ромма фильм «Девять дней одного года». К примеру, мой университетский преподаватель — физик по профессии, неизменно делился своим восторгом от этой киноленты, настолько в ней, по его мнению, «всё по делу».

Михаил Ромм. Изображение из открытых источников
Михаил Ромм. Изображение из открытых источников

Но я хочу сегодня вспомнить фильм, с которого началось моё знакомство с творчеством Михаила Ромма. 

Итак, «Обыкновенный фашизм».

Впервые автор этих строк увидел кадры из картины случайно: по телеканалу «Культура» шла передача, в которой «Фашизм...» сравнивали с какой-то другой документальной лентой. Причём, сравнение было в пользу второго фильма, как менее «пропагандистского». Но несколько отрывков из «Фашизма...» меня действительно заинтересовали, не столько даже высмеиванием Гитлера и его окружения, сколько «динамикой» повествования. Кроме того, меня интересовало, что за актёр так хорошо читает закадровый текст? 

Просмотр «Фашизма...» лишь укрепил мою симпатию к этому фильму. Тем более, что талантливым «диктором» оказался сам режиссёр. 

В общем, я эту картину люблю и сейчас расскажу вам о причинах своей любви к ней. 

Несмотря на высокий рейтинг (на «Кинопоиске» 8,3, на IMDb – 8,2), некоторые зрители, как и авторы той давней передачи, к сожалению, обвиняют «Фашизм...» в пропаганде. Мол, и руководство Рейха изображено почти карикатурно, и критика «капиталистических» стран присутствует, и исторические события показаны не все. Некоторые идут дальше и обвиняют Ромма в сокрытии «преступлений сталинизма».

Справедливы ли все эти обвинения? Нет, не справедливы. 

И дело даже не в том, что фильм был создан в 1965-м году, когда хотя Культ личности уже «развенчали», но цензура в СССР отменена не была.

 «Обыкновенный фашизм» — фильм документально-публицистический, он рассказывает не об истории фашизма (или нацизма) собственно, и даже не о тоталитаризме как виде управления странами. Это кинокартина о Государстве разрушающем жизнь своих граждан. 

-2

Показаны две стороны этого «Левиафана», отличающиеся друг от друга лишь способами влияния на людей. Государство стирает индивидуальность человека — не важно, делается это в агрессивной или же ненавязчивой форме. Грубо говоря, тоталитарный Левиафан своих граждан всячески стращает и «гнобит», а после отправляет на войну, а «не тоталитарный» — развлекает, веселит, но после отправляет туда же. И не важно, под какой маской скрывается чудовище. 

Германский нацизм выбран лишь для примера, выбран по понятным причинам: всего двадцать лет отделяло первых зрителей фильма от окончания Великой Отечественной войны. Переживания и воспоминания могли помочь пониманию задумки авторов. Кроме того, режим Гитлера оставил после себя множество разнообразных документальных свидетельств: кровавых, жутких и даже комичных. Комичные свидетельства, снабжённые комментариями диктора-режиссёра дополняют общую абсурдность ситуации: множество людей, которые вдруг видят в одном, казалось бы, не самом прекрасном и удачливом «художнике» великого спасителя нации, практически бога. Понятно, что это — лишь один из аспектов ситуации. Не станем говорить сейчас обо всех причинах прихода Гитлера к власти. Важно другое: с какой готовностью и радостью люди служат своему Левиафану. Как готовы «стереть» свою идентичность и идти на преступления ради мнимой милости чудовища. 

Мне встречалась статья про Михаила Ромма, где сообщалось следующее: во время Гражданской войны заполнявший его анкету сослуживец написал, что Ромм скорее всего «анархо-индивидуалист».

Михаил Ромм во время Гражданской войны. Изображение из открытых источников
Михаил Ромм во время Гражданской войны. Изображение из открытых источников

Думается, автор анкеты (в статье утверждалось, что заполнялась она именно другим человеком, а не самим Роммом) угадал не политические взгляды, а характер на тот момент бойца Красной армии. Неприязнь к государству-Левиафану и вера в Человека — вот две темы «Обыкновенного фашизма». Но всё же главная из них — вера. За эту веру в Человека я и люблю этот фильм.

Уважаемые читатели, благодарю вас за внимание! Ставьте лайки, оставляйте комментарии, подписывайтесь на канал — впереди много интересного.