«Как ты мог так поступить!», «это же нечестно, несправедливо!», «будь человечнее!» - в этих фразах чувствуется боль, страдания. И вроде нам чётко понятно, о чём идёт речь. У нас не возникает мысли, что здесь может быть что-то не так.
Но почему? Где сократовское или декартовское сомнение? Где критическое мышление и осознанность? Мы требуем что-то от мира, от себя и от других. Но при этом не понимаем, что же требуем и почему. Попробуйте пару минут подумать над тем, что значит «саморазвитие», «честность», «хорошо», «плохо», «смысл жизни». Наша словесная машина объяснит любые вещие, но я прошу вас подумать на полном серьёзе, что это значит, почему вы уверены в том, в чём вы уверены.
Все вот эти категории объединяет то, что за ними можно увидеть красивые истории, можно почувствовать боль и страдания, но не в коем случае не получится понять, что же это. Моя просьба была с подвохом – философы, не самые глупые люди, с Античности и до сих пор не могут положительно сказать, что же такое «ценности», «смысл жизни», «мораль», «этика», «нравственность».
Только не надо думать, что раз философы, значит не про нас. Нет, у каждого человека есть своя этическая и ценностная система, в известной степени он знает, что «хорошо», а что «плохо». Только эта позиция обычно не отрефлексирована, а лучше, была бы отрефлексирована. Ведь наш успех, наше психическое благополучие, вся наша жизнь завязана на вопросах этики. Это очень большой масштаб.
Но и на мелком, бытовом уровне эта тема важна, потому что мы ежедневно терроризируем себя и других требованиями. А эти требования всегда растут из морали.
Давайте очертим границы разговора. Слова «этика, «мораль», «нравственность» определяются сотней способов, здесь мы будем использовать как синонимы. У нас есть представления о хорошем и плохом, о справедливом и несправедливом, о честном и нечестном и так далее. У нас есть ценности, да хоть та самая «справедливость» или «толерантность» и «равенство». В то же время мы рассматриваем что-то как «смысл жизни» - саморазвитие, семья, здоровье, удовольствие, максимизация счастья. Мы тут как-то что-то думаем, и на основании этих дум принимаем решения, и сравниваем происходящее на соответствие моральным категориям.
В результате появляются требования: «я некрасивый/некрасивая», «мир не справедлив», «меня никто не уважает».
Это всё требования, как видите, они могут быть очень призёмленного характера, но любой психотерапевт вам скажет, что эти штуки завязаны на мировоззрении, на определённом взгляде на мир.
Итак, мы говорим о ценностях, смысле жизни, моральных категориях, требованиях.
И вот эти штуки, в том или ином виде, есть у каждого. Но обычно мы критически не осмысляем наши убеждения, и у психики есть целая система безопасности, которая сопротивляется тому, чтобы мы меняли убеждения.
При этом убеждения сформированы не лучшим образом: что-то мы усвоили от родителей, окружения, информационного поля, где-то на формирование убеждений повлияли сложные игры «подсознания», где-то мы чего-то полулогически додумали.
Статья для справки: Как формируются наши убеждения: подсознание, метафоры и штампы
Среди таких убеждений следующее: психологи и философы нам не нужны, мы и сами тут всё понимаем. Так не надо. Поклоняться авторитетам, конечно, не нужно, но психология и философия – это часто лучшее, что у нас есть. Давайте посмотрим на жизнь среднего человека – там нет ни счастья, ни успеха. Давайте посмотрим на состояние общества – сплошная драма. Эти геройствования неоправданны.
Попросите того самого среднего человека, уверенного в том, что и так всё понятно, объясниться как следует, только обстоятельно, чтобы можно было как-то на истинность проверить убеждения. Выяснится, что есть куча слепых пятен.
Поэтому философы и психологи нам в помощь.
***
А вот пример такой необдуманной этической конструкции: Лабковский считает, что смысл жизни самой жизни. Ох, как он ошибается.