Всем известна поговорка «закон, что дышло, куда повернешь, туда и вышло». Смысл ее в том, что написанное в тексте закона может существенно меняться в зависимости от того, кто будет выяснять смысл текста, и соотносить его с реальной ситуацией.
Одной из ключевых проблем правоприменения (деятельности по практическому приложению права к реальным ситуациям) является затруднение в толковании (установлении смысла написанного) текстов закона (зачем закон вообще нужен почитай здесь). Проблема актуальна не только для России, но и для всех без исключения правовых систем.
Согласитесь, каждый по-своему будет трактовать написанное в законе, основываясь на своих собственных знаниях, убеждениях, мировоззрении. Соответственно, каждая отдельно взятая точка зрения может в корне отличаться от другой.
Процесс установления смысла текста закона называется толкованием. Заняться им может буквально каждый, было бы желание. Вопрос в том, будет ли такое толкование иметь обязательную силу, будет ли оно достаточно авторитетным, чтобы к нему прислушивались другие.
Зачем нужно толкование закона? В ситуации, когда возникает конфликтная ситуация, и нужно применить ту или иную норму закона, нет проблем, если в ней все написано четко и ясно, и вопросы по сути написанного не возникают. А как быть, если в законе не совсем корректно сформулированы предложения или непонятно, что подразумевается под тем или иным словом/термином/определением? Остается одно: толковать закон.
Решающее слово в толковании остается за судом, как главным правоприменителем (зачем нужен суд, почитай здесь). Причем толкование закона судами может отличаться по обязательности для других судов:
- высшие судебные инстанции (Верховный суд РФ, Конституционный суд РФ) разъясняют нормы законодательства, устанавливая обязательное для нижестоящих судов толкование (как рассматривая какие-то конкретные споры, так и выпуская некие сборники разъяснений (постановления пленумов, обзоры));
- рядовые судебные органы толкуют нормы закона в каждом конкретном споре, применяя положения закона в своем собственном представлении с учетом имеющегося обязательного толкования.
Каждая сторона в суде также представляет свое толкование закона в своих пояснениях по делу. Суд изучает мнение каждой стороны, но для суда оно не является обязательным.
Законодатель также может толковать закон, который, собственно, издал. Но мнение законодателя – только лишь мнение, которое среди прочих мнений принимается судом к сведению.
Итак, толкование закона – важнейший механизм применения сухого текста к реальным жизненным ситуациям.