Доброго времени суток Вам, дорогие подписчики и читатели канала!
Прогресс не стоит на месте и все время движется вперед. Мир преображается и становится другим. И каждое новое поколение становится умнее и талантливее предыдущего.
Каждое поколение – былое или предстоящее, то историческое время в которое оно существовало или будет существовать, несет в себе свою индивидуальную уникальность, свой неповторимый колорит.
Покажи нам современным, к примеру, вещицу 100 – 200 летней давности и мы будем восторгаться эксклюзивом из привычного нам быта. А что уж говорить, если бы нам показали нечто из будущего!
Вспомните замечательную, всеми любимую советскую комедию Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию». Немного немало, но с ее выпуска прошло почти 50 лет.
Представьте себе, что бы испытали бы не артисты, а реальные люди XVI века, увидев обсуждаемую здесь техническую диковинку из XX?
Предлагаю Вам сегодня поразмышлять на эту увлекательную тему.
На сцене фильма появляется обыкновенная сувенирная шариковая ручка
- сжатый механизм, внутри небольшого диаметра трубочки- корпуса.
В ее составе: пружинка, маленький шарик, густая чернильная паста в стержне и его держатель.
Можно даже, правда условно, отнести ее к гаджету из 70-х, экспроприированному Милославским у стоматолога Шпака.
Га́джет (англ. gadget — штуковина, приспособление, устройство, безделушка) — небольшое устройство, созданное в вспомогательных целях, для того что бы облегчить быт человека.
Как Вы помните, по сюжету фильма, ввиду возникших обстоятельств, управдом Бунша Иван Васильевич вынужден «по принуждению» временно перевоплотиться в царя Всея Руси Ивана IV (Грозного), а его попутчик Жорж в псевдокнязя Милославского.
Приспосабливаясь к действительности, путешественники во времени занимаются и государственными делами.
Так, чтобы услать стрелецкое войско подальше от Кремля, управдом Бунша, подстрекаемый Милославским, подписывает царский указ о походе на крымского хана.
Услужливый дьяк Феофан послушно подготовил соответствующий указ. Посыпал, как и полагалось, написанное песком, стряхнул пропитавшие текст лишние чернила. Протянул ручку сделанную из пера гуся.
Для удобства письма перо извлекалось с левого крыла для правши, а с правого - для левши.
«Царю» остается лишь поставить подпись.
«Царь» начинает сопротивляться, боясь подписывать такие важные исторические документы. Но Жорж берет все в свои руки и протягивает Буншу чудо – ручку 20 века.
Здесь стоит отметить интересный киноляп.
Дьяк Феофан и сам написал указ не по канонам письма 16 века. Во-первых, в те времена написали бы не "крымского", а "крымскаго". А во-вторых, в слове "шлях" вместо привычного нам "я", которое появилось лишь с 1708 года, должен стоять "малый юс", который действительно читался как "я".
Вот пример указа 16 века. Между прочим, тоже Ивана Васильевича.
Но, вернемся к теме нашего повествования.
Далее эта же сувенирная авторучка помогает авантюристу Жоржу Милославскому легко завладеть дорогущим орденом шведского посла.
Вот на что способна такая вот «безобидная» сувенирная ручка из 20 века! Фото автора.
Послесловие.
Что касается фамилии Милославский , то якобы были Иоанн и два Юрия Милославские включенные в синодик царя Грозного для поминания пострадавших в его правление лиц.
Действительно существовали Милославские - дворянский род, происхождящий от Вячеслава Сигизмундовича.
Юрий, кстати, мог называться Егором или Георгием (Жорж)!
В реалии того времени был князь Иван Фёдорович Мстиславский -русский военачальник и воевода из рода Гедиминовичей-Мстиславских.
Иван Федорович доводился двоюродным племянником царя Ивана Грозного.
Почти ежегодно шли набеги крымцев и Мстиславский удачно их отражал. Но 1571 год был ужасен для Москвы. Хан Давлет Герей сжёг и разорил ее.
Царь Иван Грозный разгневался и обвинил в этом Мстиславского.
Ивану Федоровичу грозила казнь,но митрополит и духовенство спасли его от этого.
Доверие к нему вернулось после 1572—1573 гг.
Благодарю за внимание и прочтение статьи до конца.
Подписывайтесь, ставьте лайки.
Как всегда, Ваш Алекс Путешественник.