Добрый день, дорогие читатели. Кто меня не знает (а я совсем недавно начал вести свой Дзен канал и меня тут не знает никто) меня зовут Георгий, я ведущий менеджер по продажам в одной крупной ИТ компании. Не буду ее рекламировать да и не суть это.
Тема сегодняшних нескольких статей - Группа, Лидер, Руководитель. Управление собой и людьми.
Эту тему я выбрал не просто так, она мне очень близка. Последнее время я изучаю много литературы посвященной лидерству и корпоративной динамике и так как эта тема в рабочей среде всегда актуальна хотел бы с вами ею поделиться.
Кидания тапками приветствуется, некоторые ребята у нас щас подумают, Гоша, ты не руководитель, а простой ведущий менеджер, как ты можешь что то знать про руководство и тем более лидерство? Кто-то знает, кто-то не знает, в прошлом у меня было несколько бизнес проектов, я создал и руководил интернет магазином , был проект связанный с квадрокоптерами и много мелких бизнесовых задач, попытки в стартапы, бизнес инкубаторы всего уже наверное не упомнить. Занимался подбором персонала в проекты, управлением, делегированием. Так же работал руководителем отдела продаж в федеральном операторе связи правда не долго, потому что их приобрел Ростелеком и я оттуда ушел. Опираться я буду не только на свой опыт но и на бизнес литературу. В последней статье я приложу список книг из моей коллекции, которые я прочитал и читаю сейчас.
Некоторые из нас стремятся к повышениям, увеличению зарплаты, удовлетворению амбиций. Но вот вы стали ведущим менеджером или руководителем. И что? Что дальше?
Ну руководить надо, деньги делать.
Сегодня я вам расскажу, какие компетенции вам нужно прокачивать чтобы стать хорошим руководителем, какие скиллы позволят вам вести людей за собой а какие позволят грамотно ими руководить.
Конечно это не значит, что руководителями хотят стать поголовно все. Есть специалисты и таких не мало, которые хотят расти горизонтально, функция управления их совершенно не интересует. Поэтому те скиллы, те инструменты о которых я сегодня расскажу будут полезны и тем, кто планируют работать на финансовые показатели, помогут более глубоко чувствовать клиента и достигать больших результатов.
Для тех кто знаком с серией моих выступлений, тот увидит, что эта тема фактически является продолжением предыдущего, когда я рассказывал о лидерстве, о его роли, о типах лидеров. Чуть позже я выложу статью посвященную типам лидеров, многим, уверен, будет интересною. Сегодня пойдем дальше и рассмотрим вопрос самоорганизации специалиста, его культурного аспекта, и того как его внутренние качества помогут расти как в горизонтали так в вертикали.
Так же поймем, чем лидер отличается от руководителя. Спойлер – почти тем же чем ведущий менеджер отличается от РОПа.
Оглавление
Рассмотрим такие темы как Групповая Динамика, различим Лидерство и менеджмент, затронем Этику менеджмента.
Поймем что такое группа, как их различать, увидим как группы развиваются. Определим что такое лидер, чем эффективный лидер отличается от неэффективного и сравним лидера и руководителя. Так же затронем вопрос отношений руководителя и подчиненного.
Сегодня мы почти всегда будем задавать себе вопрос, а нафига собственно оно мне нужно? Я постараюсь ответить на это так, чтобы все было доступно.
Определение
Итак группа.
Определение группе дал Марвин Шоу - Специалист по групповой динамике, американский психолог.
По его мнению, группа – общество из двух и более людей, которые влияют друг на друга при этом находятся под влиянием других людей
Можете спросить меня, зачем ты рассказываешь про группы? Какой это профит лично мне может дать? Тем более что мы все знаем всё о группах. Ну все да не все.
Первое - Мы как специалисты, должны понимать в какой группе находимся
Второе – должны соотносить свои стремления с иерархией в которой находимся. Другими словами должны понимать, какие внутренние рычаги сделают нас успешными в той или иной группе.
И понять это без понимания того, из чего и как строится группа – невозможно.
Итак, Марвин Шоу дал определение группе, он же квалифицировал группы на большие и малые.
Разница не только в размере, но и в функциональности. Малая группа это всегда реальный набор людей, специалистов, работа которых приводит к конкретным результатам. Как отдел продаж например.
Большая группа отличается тем, что часто неявна, может состоять как из отдельных людей, так и из малых групп, определяется по каким-то признакам. Например, отделы продаж являются классическим примером малых групп, в то время как департаменты – более сложные структуры, однако внутри себя они состоят из одинаковых составных частей – тоесть нескольких малых групп.
Формальные и неформальные
При организации работы мы сталкиваемся с тем, что нам необходимо выполнять ряд задач, которые так или иначе, в одиночку мы выполнить не можем. Например, сравним задачи организации бизнес завтрака и выполнения плана группы.
От типа задачи будет меняться тип группы, в которой мы будем участвовать.
При выполнении плана группы, безусловно мы будем преследовать задачу выполнения личного плана. Однако, на совещаниях мы так же будем обсуждать проекты, продумывать тактику перевыполнений и прочее. Все это мы будем делать в официальной группе, в которую нас нанимали для выполнения конкретной задачи. ОФИЦИАЛЬНАЯ группа – создается по воле руководства и преследует конкретные задачи.
Рассмотрим организацию бизнес завтрака. Не все знают, что это такое, расскажу поподробнее. Это когда мы бронируем большую переговорку, заказываем в столовке вкусные закуски и кофе, приглашаем клиентов и презентуем им какое-то наше решение. Видите, тут много этапов? За каждый этап обычно отвечает отдельный человек. При этом задача организации ставится одному определенному менеджеру. Эта задача стихийного характера так как в процессе ее выполнения нам требуются люди, которые ранее не предполагались. Договоренности внутри такой «стихийной группы» появляются «по ходу пьесы» и зачастую так же быстро меняются, но результат достигается. Таким образом в процессе реализации задачи появляется НЕОФИЦИАЛЬНАЯ группа, состав которой не утверждало руководство, она появилась спонтанно, ее подобрал менеджер, которому дали первичное задание.
Причины вступления в группу
Как я и говорил, что для того, чтобы правильно выбирать группу нужно понимать внутренние причины, по которым мы вступаем в группы. Почти всегда мы делаем это неосознанно, не понимая причин, действуя по наитию. Если же мы будем знать, какие причины нами движут, мы сможем делать правильный выбор.
Если говорить про официальную группу – тут все максимально просто, мы нанимаемся, чтобы выполнять задачи чтобы нам за это платили деньги. Выбор в какую группу нам наниматься и какой деятельностью заниматься мы делаем в моменте отклика на резюме. Мы еще не знаем фактического опыта работы в компании, нас интересует то сколько нам будут платить и условия труда - остальное по мелочи. В будущем, сотрудник может принять самостоятельное решение сменить команду.
С неофициальной группой интереснее –причины возникают у уже сформировавшегося сотрудника, который знает свое окружение и потребности внутри коллектива.
Чувство принадлежности – мы готовы участвовать в команде тогда, когда нам близка цель, которую преследует эта команда, когда нам важны и дороги принципы, которые она несет.
Помощь коллег – мы все люди и запас опыта у всех разный. Есть более продвинутые ребята, есть монстры опыта. И люди которые их знают хотят быть в их команде.
Потребность в защите – человек существо социальное, а в группе каждый из нас чувствует себя защищенным и более сильным. Это нормальное стремление каждого человека, защитить себя и свои интересы.
Слухи – что бы кто не говорил, а те кто говорят что они не сплетничают делают это в два раза чаще. Возможно не самая явная причина вступления в группу, но точно сильный аргумент, когда остальные причины уже работают на принятие решения.
Симпатии – мощная причина, которая зачастую может перевесить все остальное. Если участники команды нам близки, и они нам нравятся, то мы уже будем ассоциировать себя с этой командой и рано или поздно станем ее участником.
Все эти причины нужны чтобы определить в своей ли вы тарелке.
Теперь мы знаем 5 основных причин, которыми мы руководствуемся, когда вступаем в какую то группу. Теперь, когда мы их знаем мы можем с ними работать. Задать себе правильные вопросы. Удовлетворяет ли моя группа моим потребностям? Или же нужно что-то менять? Если на 3 из 5 причин вы ответили отрицательно, то это повод задуматься о том, что сейчас вы находитесь в своей тарелке и сможете ли вы эффективно работать в этом коллективе.
Групповая динамика
Что такое группа мы поняли, как стать ее частью тоже, давайте разберемся с ее жизненным циклом. Опять таки зачем? Это все нужно, чтобы понимать в каком этапе группы вы сейчас находитесь, нужно ли сейчас что-то предпринимать, может быть нужно поменять группу, или предпринимать действия по ее укреплению? А может с группой наоборот все в порядке и она в максимально рабочем состоянии?
Группа как сущность имеет свои жизненные этапы:
1.Формирование – члены группы знакомятся друг с другом, набираются новые участники
2. Этап смятения –это притирка, появление конфликтов, когда опыт участников конфликтует между собой, зачастую это даже не касается рабочих моментов. Это опасный этап жизни группы, когда она либо распадается либо переходит на следующий этап.
3. Нормирование – Конфликты между участниками уступают место договорённостям, участники выстраивают между собой доверительные взаимоотношения, те участники которые не смогли адаптироваться покидают группу. Появляются регламенты выполнения работы и распределение обязанностей.
4. Выполнение работы – ключевой этап жизни группы, то ради чего она создавалась. Группа работает и приносит результат.
5. Расформирование группы – конечный этап жизни группы, когда результат достигнут либо цели меняются таким образом, что текущий состав уже не в состоянии приносить результат.
Итак допустим такую ситуацию, что мы проанализировали себя, приняли решение вступить в группу основываясь на тех причинах которые мы проговорили, и сейчас находимся в группе на 2 этапе – этапе смятения. При этом все причины вступления в эту группу для вас очевидны и вы не хотите ее покидать, однако многие аспекты работы вызывают у вас вопросы. И что делать? Как наладить работу группы людей, чтобы создать денежный паровоз?
И вот мы подходим к ключевым скиллам, своим настройкам и инструментам, которые помогут нам сделать левел ап, поднять наши личные показатели, повести коллег за собой и сделать свою группу максимально эффективной.
Продолжение вы найдете в Статье 2.