Ее красоту, безупречный вкус и шарм признавали в СССР и за границей. Нинель Мышкова играла исключительно главные роли… пока не начала терять память.
История семьи
Мама, как жена военного, научила дочку обустраивать квартиру «с нуля», шить и украшать наряды, готовить, печь пироги и торты. Отец привил любовь к порядку, дисциплине и физзарядке. Константин Мышков был родом из бедной белорусской семьи. Он всего достиг сам: воевал на фронтах Первой мировой, перешел на сторону революции и дослужился до генерал-лейтенанта артиллерии, погиб под Сталинградом в 1942 году.
Имя дочери в 1926 году отец выбрал самое революционное – Нинель (Ленин наоборот). Девочка очень любила родителей, но не собственное имя. В кругу друзей она в юности представлялась Евой, позднее – Нелли. Все близкие звали ее Нелечкой.
Семья жила в маленькой «трешке», зато в центре Москвы, возле Чистых Прудов. Конечно, все вместе ходили по выставкам и театрам, что и определило будущность девушки.
Учеба и крутой взлет
В Щукинское училище Нинель Мышкова поступила с первого раза. Ее однокурсницами были две Аллы – Парфаньяк и Ларионова. Двумя курсами старше учился недавний фронтовик Владимир Этуш. Высокий, приятный молодой человек, с тростью, привлек внимание юной красавицы, а не влюбиться в Евочку было невозможно. Пара быстро добралась до ЗАГСа, где жених и узнал настоящее имя невесты.
Успех пришел к Мышковой сразу после выпуска из училища – главная роль в картине «За тех, кто в море». Сказочную красоту Нелечки режиссеры стали использовать по назначению – в фильмах-сказках:
«Садко»;
«Илья Муромец»;
Чуть позднее – «Марья-искусница».
А сердце красавицы искало своего богатыря. Сначала ей показалось, что это итальянец по крови, композитор Антонио Спадавеккиа. Ради него она развелась с Этушем. Тут же от чар Мышковой пал кинооператор Константин Петриченко. В 1953 году пара сходила в ЗАГС, а через год родился сын – тоже Костя, названный в честь деда-генерала. Союз просуществовал 12 лет.
Меж тем Нинель (пока еще под именем Ева) продолжала царить на съемочных площадках:
«Дом, в котором я живу»;
«Капитан первого ранга»;
«Человек меняет кожу»;
«Дом с мезонином»;
«Никогда»;
«Здравствуй, Гнат»;
«Серебряный тренер»;
«Легкая жизнь».
Еще две картины с ее участием были запрещены: «Человек ниоткуда» не вписывался в каноны идеологии, а режиссер «03» сбежал в Великобританию через год после создания фильма.
Картина «Дом, в котором я живу» был отмечен дипломом Брюссельского кинофестиваля. Съемочную группу представляли Лев Кулиджанов, Яков Сегель и Нинель Мышкова. Иностранные зрители и специалисты кино поражались шарму советской актрисы. Никто не знал, что наимоднейшее платье она не заказывала у французских кутюрье, а сшила сама.
«Гадюка» и все, что после
Фильм «Гадюка», рассказывал, как гражданская война сломала характер девушки, прошедшей путь от гимназистки до воина-кавалериста, затем до стервы, терроризирующей окружающих. Изменил он и судьбу актрисы. Во-первых, этот образ показал, что ей доступны не только сказочные персонажи и советские гражданки, но и глубоко трагические образы. Во-вторых, Мышкова нашла любовь всей жизни – главного режиссера картины Виктора Ивченко.
Между влюбленными проскочила искра и быстро превратилась в счастливый пожар. Только не все были этому рады. Первая жена постановщика прокляла обоих. Шептались и многие завистницы, называли Мышкову разлучницей. Развод, все-таки состоялся, Ивченко дали небольшую квартиру от студии Довженко и пара смогла соединиться. До этого они жили на два города – Москва и Киев.
Со стороны Петриченко «страстей с битьем посуды» не было. Развод состоялся цивилизованно. Костя-младший виделся с отцом без ограничений, подружился и с новым мужем мамы.
Ивченко в каждой картине снимал жену. Сценарии писались именно под любимую Нелечку:
«Десятый шаг»;
«Падающий иней»;
«Путь к сердцу»;
«Софья Грушко».
Работала Мышкова и у других режиссеров, и тоже в главных ролях:
«А теперь суди»;
«Доктор Вера»;
«Мужской разговор»;
«Крах».
До 1972 года у Нелечки был период почти полного счастья. Муж был старше на 14 лет, и с сердцем уже были проблемы. К моменту свадьбы у Виктора уже случились 3 инфаркта, но себя он не берег, как большинство мужчин, фанатично преданных работе.
Осенью 1972 года Ивченко отправился в Ростов-на-Дону выбирать натуру для новой картины. Там случился четвертый инфаркт, оказавшийся роковым. Тело мужа Нинель отвезла в Киев и похоронила, сама же вернулась в Москву.
Жизнь без любви
Актрисе уже перевалило за 45 лет. Потерю любимого человека она переживала очень тяжело и не искала новых отношений. Главных ролей уже не предлагали, а с 1976 года сын и невестка стали замечать, что мать теряет память. К этому времени Костя окончил МГИМО и начал карьеру по дипломатической части.
Нинель, как и прежде тщательно следила за диетой, занималась гимнастикой, ухаживала за лицом и делала макияж. Коллеги были уверены, что она не вылезает от пластических хирургов и косметологов. О ее диагнозе никто не подозревал.
Последним появлением на экране стали эпизоды в фильме «Гонки по вертикали». В 1983 году сына назначили на должность в посольстве Франции, он забрал мать с собой. Походы по парижским врачам вердикт не изменили – склероз. Актриса повторила судьбу Марьи-искусницы, когда воля и неволя – все равно. Только чудесного исцеления не случилось.
В состоянии «тумана» актриса прожила еще 20 лет. Под конец жизни она не узнавала близких, не оставлявших ее до последней минуты, и только не забывала каждый день делала зарядку, прическу и макияж…
Скончалась Нинель Мышкова в 2003 году в возрасте 77 лет. Похоронили ее рядом с отцом. Состояние здоровья артистки семья хранила в глубокой тайне, старалась, чтобы мать не тревожили журналисты.