Часто писатели не придают значения важности ароматов и используют их как дополнение к описанию. Но порой можно встретить такие красочные метафоричные образы, что невозможно об этом не рассказать.
В разных литературных произведениях можно увидеть большое разнообразие визуализации запахов. Сейчас я читаю Патрика Зюскинда "Парфюмер", и восхищаюсь описаниями, которые использует автор для тех или иных ароматов. Они подробные, красочные, олицетворяющие настроение и психологическое состояние главного героя. Их можно увидеть и почувствовать прямо на страницах. Запахи в этой книге как будто оживают и становятся полноценными персонажами.
Много места в своей поэзии уделяет запахам Шарль Бодлер. Тепловые, вкусовые, звуковые ощущения материализуют окружающее пространство. С помощью запахов поэт углубляет и дополняет картину мира. Я решила поделиться его стихотворением, которое понравилось мне более всего.
"Флакон"
Бывают запахи, все существо которых
Проходит сквозь стекло, как чрез любые поры.
Когда ты повернешь чуть звякнувший замок
У древнего ларца, чья родина Восток,
Иль в доме брошенном шкаф распахнешь старинный,
Где запах Времени остался пыльный, чинный,
И позабытый там найдешь пустой флакон,
Пахнувший на тебя душой былых времен,
Из гусениц тогда, сухих и запыленных,
Подобно бабочкам окрасок похоронных
Взлетают призраки минувшего, они
Порхают возле роз, как и в былые дни.
Когда из жизни я уйду, забыт друзьями,
Пусть, как флакон, меня оставят в пыльном хламе,
Как высохший флакон с мутнеющим стеклом,
Где виден трещины змеящийся излом.
Помимо Зюскинда и Бодлера есть и другие авторы, о которых я хочу рассказать.
Милорад Павич много внимания уделяет ароматам в своем произведении "Ящик с письменными принадлежностями". Рассказ о содержимом случайно приобретенного ящика-загадки. Книга имеет две концовки. Милорад Павич - уроженец Сербии - довольно интересный писатель с необычным стилем повествования. Его роман "Внутренняя сторона ветра" можно читать как с начала, так и с конца. А в "Хазарском словаре" и "Звездной мантии" в предисловии автор предлагает читать книгу вразброс, переходя к главам в любом порядке.
Эмиль Золя в своей книге "Чрево Парижа" описывает запахи, как своего рода симфоническое произведение, используя музыкальные метафоры. Сырная лавка и её "насыщенное гнилью дыхание" лимбургских и марольских сыров перемежается с мелодией пармезана, которую автор сравнивает со свистом дудочки. Сочетание ароматов "точно звук органа", завершенный нотками специй.
А Оскар Уайльд в "Портрете Дориана Грея" использовал в описании запахов их свойства. Каждый аромат по своему влияет на наш организм, и автор книги задумывается над этим вопросом.
В произведениях Ивана Александровича Гончарова ароматы сопровождают все важные периоды жизни героев. Мир запашистых метафор Гончарова связан с романтическими воспоминаниями и ностальгическими представлениями.
В книге "Обломов" Гончаров выделяет целую ароматическую сюжетную линию, имеющую свои точки завязки, развития, кульминации и развязки. Ветка сирени и ее запах являются символом влюбленной пары и даже заменяет первый поцелуй. И в других произведениях этого автора ароматы становятся символами ауры и характера, а обоняние – характеристикой человека ("Лихая болесть", "Обыкновенная история")
Роман «Наоборот» Жориса-Карла Гюсманса стал одной из самых резонансных и модных книг своего времени. Калейдоскоп ароматов полон размышлений о жизни, обществе и искусстве. «Воображение должно заменить вульгарную реальность фактов». Главный герой изучал квинтэссенцию ароматов, толковал их. Он будто препарировал запахи, создавая заново, раскрывал их тайны и секреты.
Хочу закончить статью еще одним стихотворением Шарля Бодлера "Экзотический аромат"
Когда, закрыв глаза, я, в душный вечер лета,
Вдыхаю аромат твоих нагих грудей,
Я вижу пред собой прибрежия морей,
Залитых яркостью однообразной света;
Ленивый остров, где природой всем даны
Деревья странные с мясистыми плодами;
Мужчин, с могучими и стройными телами,
И женщин, чьи глаза беспечностью полны.
За острым запахом скользя к счастливым странам,
Я вижу порт, что полн и мачт, и парусов,
Еще измученных борьбою с океаном,
И тамариндовых дыхание лесов,
Что входит в грудь мою, плывя к воде с откосов,
Мешается в душе с напевами матросов.