Найти тему
Журнал для пап "Батя"

Художник Александр Простев. Сохранить свежесть бытия

Оглавление

«Начал рисовать в детстве и с тех пор не остановился», — говорит он. Отучился полный курс в Петерубргской академии художеств, но не стал защищать диплом. Пишет иконы. Его альбомы с иллюстрациями по житиям святых и серия «Свете Светлый», которую сам он еще называет «Картинки из глубинки», сразу западают в душу зрителю. Принты его работ висят в трех монастырях, его росписи украшают несколько храмов. А он идет по Питеру в свою мастерскую, обустроенную в обычной однокомнатной квартире, и по дороге наблюдает жизнь.

Художник Александр Простев рассказал «Бате» о том, повлиял ли на его выбор профессии отец, учил ли он сам сына рисовать и почему очень любит детские рисунки.

Первый натюрморт

В школе любил болеть. Меня оставляли дома, и я сразу брал акварель, рисовал птиц, еще что-то.

Саша Простев.
Саша Простев.

А в 6-м классе хулиганить начал, и отец меня как-то наказал: недели на две летом нашел мне занятие – это, конечно, трагедия для пацана в таком возрасте. И вот он мне дает задание: «Сделай подрамник». А отец тоже рисовал – время от времени делал копии, например, «Охотников на привале» Перова. Поэтому я подумал, что и в этот раз он рисовать собирается.

Сделал я подрамник, думаю, что меня отпустят. Отец говорит: «Теперь холст натягивай». Дал мне кусок холста, точнее, авиационного брезента. Я натянул. Он: «Вот книжка – читай, как грунт делается». Я и это сделал, мне даже интересно было. Но говорю: «Все готово» – и надеюсь, что сейчас, как пружина, вылечу. Отец говорит: «Видишь – репродукция: копируй ее масляной краской». До этого я маслом никогда не рисовал, но стал писать этот натюрморт. И мне это так понравилось, что я уже на улицу не пошел, даже когда меня отпустили. Ребята кричат: «Сашка, пошли!» А я: «Нет, давай потом, завтра…» Засел, помню, на кухне и с таким удовольствием погрузился в эту живопись.

Отец был военным летчиком, поэтому по всей стране мы ездили много – Брянск, Орел, Троицк, Чукотка, поселок Семеновка рядом с Йошкар-Олой, Самара. Получилось, что я 9 классов проучился в 10 школах. И вот мою первую копию я начал писать в Троицке Челябинской области, а закончил в Брянске. У меня хватило терпения почти полтора года заниматься этой работой. Она на кухне у меня висит – та самая копия. Это я первый раз краски масляные взял. Мне иногда не верят.

Первый натюрморт Александра Простева.
Первый натюрморт Александра Простева.

Так все пошло и пошло. Потом я уже делал копии Репина, Шишкина, учился в изостудии, в художественной школе, бросал это дело…

«Стране нужны хорошие художники!»

Родители меня никуда никогда не направляли, они мне просто не мешали – рисую и рисую. Помню как-то отец пришел на обед, я сижу на кухне и рисую с натуры дом облезлый, который виден из окна. С виду в этом доме ничего красивого вроде и нет, но это так только кажется. Отец посмотрел, чем я занимаюсь, и бросил как будто ни к чему не обязывающую фразу: «Давай-давай рисуй! Стране нужны хорошие художники!» В этом был юмор, конечно. А я эту фразу помню до сих пор. А бывало, подойдет, посмотрит: «Саня, ты молодец! Я так не нарисую».

Что касается изостудии, то желание было мое, но родители подсказывали мне, куда именно надо пойти. Вот пошел в Дом пионеров. Там педагог через некоторое время говорит родителям: «А давайте мы его в художественную школу определим». Это нормальный процесс такой.

Александр Простев с этюдником, 7 класс.
Александр Простев с этюдником, 7 класс.

Мне всегда нравилось учиться. Мне нравилось рисовать глиняные горшки, которые ставил педагог в художественной школе. Но классе в 8-ом или 9-ом я вдруг решил рисование бросить  и идти в актеры. Втихаря – не говоря ничего родителям – пришел в Брянский ТЮЗ, меня взяли, я начал что-то репетировать.

Там я помалкивал, что умею рисовать – боялся, что меня поставят рисовать эскизы к декорациям. И вообще я пришел туда не под своей фамилией. Я репетировал, мне говорили: «Да, здорово, все хорошо». Во время читки все сидят за столом, а меня как-то тянуло уединиться – сяду где-то немножко в тени, слушаю, тоже почитываю что-то. Однажды руководитель смотрит на меня и говорит: «Саша! Что ты сидишь все время такой мрачный? Тебе художников играть надо!» (усмехается)

В один прекрасный момент – темный зал, на сцене свет – открывается дверь, в на ее фоне силуэт и голос моего отца: «Саша!» Я думаю: «Боже мой! Что такое?» Режиссер перепугался, а отец спрашивает: «Саша Простев здесь?» – «Нет такого». – «Да вон он, я вижу, сидит! Какой он Денисов? Он же Простев!» А дело в том, что мой учитель рисования, когда я пропал, обратился к моим родителям… Так и выяснилось, отец нашел меня. Мой педагог меня вернул к рисованию.

Отец художника Евгений Простев, 70-е гг.
Отец художника Евгений Простев, 70-е гг.

Форма бытия

Класса до 6-го я мечтал стать пиратом, думал: «Есть сейчас пираты-то или нет?» В газете мне попалась заметка, что в Южно-Китайском море появились пираты. Я обрадовался: «Отлично! Теперь хоть знаю, куда ехать!» А потом читаю: нападают они на туристические корабли, подплывая к ним на быстроходных катерах. Я так прикинул: «Нет! Это не те пираты! Ни «Веселого Роджера», ни парусов!» С тех пор пиратом быть уже не хотел.

Понимаете, в чем дело – ребенок говорит: «Хочу быть пиратом» – и что делает? Рисует пиратов, корабли. Потом это увлечение прошло, началось другое: «Хочу быть летчиком» – он рисует уже самолеты. Он постоянно рисует то, в чем он хочет быть. Станет он художником или нет – другой вопрос. Бывает, что у человека дар, а он его не ценит, ему это все и не нужно. Это удивительно. Но даже когда человек становится членом Союза художников, он при этом особо и художником может не быть.

Можно очень хорошо уметь рисовать, при этом не быть художником. Как можно исполнять какие-то музыкальные произведения, но не быть композитором. Когда я пишу, рисую, я ведь мыслю таким способом – линией, цветом и так далее. Это форма бытия человека. Если это не форма его бытия, так зачем ему этим заниматься – даже если он это умеет? Он станет хорошим юристом, например.

Я работал в храме, и у меня был такой разговор. Пришел один человек и как-то отнесся ко мне с сочувствием. Он сказал, что пишет стихи, потом сказал: «Я вас понимаю – закончили академию, а дело не пошло. И вот вынуждены сидеть в храме, иконы писать». Я аж проснулся: «Как это? Ведь это честь – писать в храме иконы!» Он как-то насторожился, потом говорит: «Я вот уже два года стихи не пишу. Кому это надо?» Отвечаю: «Что значит «кому надо»? Это вам надо. Если это ваша форма бытия, то вы поэт».

Вот человек не находит отклика, признания и перестает писать. На самом деле, быть или не быть членом Союза художников, иметь или не иметь публикации – это не важно. Важно то, что я захожу в мастерскую, закрываю дверь – и счастлив, рад. Моя мастерская разрастается до размеров всего мира. Самое радостное в моей творческой жизни – когда сижу и пишу. А еще – когда задумываю картину, делаю первые наброски. К остальному привыкаешь.

Александр Простев. Из цикла «Картинки из глубинки».
Александр Простев. Из цикла «Картинки из глубинки».

Запомнившийся гонорар

В молодости, после отказа защищать диплом в Академии художеств, я пришел Санкт-Петербургскую духовную академию и сказал, что хочу поехать куда-то и писать иконы. Я не то что воцерковленным человеком, я даже крещен тогда не был.

Кто-то дал мне телефон одного семинариста, бывшего раньше художником, но после смерти отца решившего стать священником. Мы с ним встретились, поговорили. Он предупредил: «Ты же понимаешь, что тебе дадут «волчий билет». Если узнают, что ты пишешь иконы, у тебя могут возникнуть проблемы с вступлением в Союз художников». Я ответил: «Я туда и не хочу». «Ну, попробуй».

Сам я из Брянска, это тогда была Орловская епархия. Приехал в Орел, зашел в ворота Епархиального управления и был просто поражен тем удивительным порядком, чистотой и ухоженностью этого небольшого двора. После грязной, разбитой и пыльной улицы этот контраст был удивителен — я просто оказался в другом мире! Там я поговорил со священником, звали его, как сейчас помню – отец Иоанн. Вот он и направил меня в Мценск.

Это было очень здорово! Я писал для местного храма Петра и Павла, хотя каноны знал тогда плохо, но меня тянуло к этой работе. Меня поселили там же, дали мастерскую. Там я написал свои первые 12 икон.

Как-то священник попросил срочно написать для одного из приделов Тайную Вечерю. А я курил тогда. Вот сижу, пишу Тайную Вечерю и курю «Беломор», папиросу за папиросой (смеется). И под утро заснул. Утром слышу голоса – сделал вид, что сплю, хотел еще дальше спать. Староста, старушка Божья причитает: «Господи Боже! Табаком-то воняет!» А отец Юлиан ей говорит: «Ты на Тайную Вечерю посмотри! Видишь, какая!»

Только потом ко мне стало приходить все, что должно прийти. А священник меня не попрекал, только говорил: «Если не бросишь, будешь хорошо иконы писать». Батюшка меня спросил: «Ты крещеный?», я соврал: «Да» – хотелось писать иконы! Однажды, когда я писал очередную икону, батюшка подошел ко мне, посмотрел на мою работу, и вдруг, похвалил меня и погладил по голове, как ребенка, хотя тогда мне было уже 25 лет. Вот такое благословение.

Александр Простев.
Александр Простев.

Бывают и такие странные вещи, какие-то пути такие. Один идет напрямую, а другой – через какие-то помойки, но может выйти туда же.

Когда я крестился, у меня был такой период: иконы перестал писать, просто живописью занимался. И еще курил по-прежнему. А потом бросил курить, удалось: бах! – и вообще не курю. Проходит месяца три такого карантина, и тут мне звонит моя знакомая, говорит: «Саша, ты можешь для нашего храма написать Ксению Петербургскую?» Это была домовая церковь Иустина Философа, сейчас ее уже не существует. Отвечаю: «Могу». – «Но денег нету». – «Да и ладно».

Первые иконы были не очень, потом я лучше стал писать. А потом я получил за иконы первый гонорар. Это было начало 90-х, когда шла к нам сюда гуманитарная помощь, и мне в качестве платы дали две банки каких-то консервов, два брикета масла, два брикета маргарина. Я все это завернул и пошел. Что-то меня пробрало – иду и чуть не плачу от благодарности, думаю: «Надо же! Господь приметил меня». Этот гонорар я больше всего запомнил, хотя потом были гонорары и большие.

Позже я шесть лет трудился в храме великомученицы Екатерины на Васильевском острове, работал бесплатно. Мне выделили там мастерскую, но писать в ней было невозможно – она была под самой крышей, помещение с амбразуркой, окошком таким, темно. Поэтому писал я дома, а в храм привозил готовые работы. А зарабатывал тем, что писал и продавал пейзажи.

Рисование в генах

Сын мой Денис в школе был троечником. Я никогда его за «тройки» не ругал, честно скажу, потому, что сам был и троечником, и двоечником – если мне что-то не интересно, не могу это усвоить. Так было у меня с алгеброй, с химией – это не то что «темный лес», просто пустое для меня. Так что сыну я говорил: «Ну, ладно, ты хоть двоечником не будь». Но у него были «тройки», «четверки», «троек» больше. Потом наступил момент, когда он школу закончил. Я спрашиваю: «Что ты делать-то будешь?» Он говорит: «Не знаю».

А Денис немного с опозданием вошел во взрослую жизнь, так бывает – человек долго остается ребенком. Я лично считаю, что в этом ничего страшного – такой вот его путь. Зачем его ломать-то? Он же не пьет, ничего такого. И я Денису говорю: «Давай так рассуждать: в математике ты не силен, так что все институты с точными науками отпадают, для педагогического у тебя тоже знаний не хватает. Вот генетически что у тебя должно быть? Рисование». Он: «Ну, да, наверное…» – «Давай рисовать, поступать в художественное училище».

Когда Денис стал готовиться к поступлению, тут я ему уже стал помогать. Только подсказывать что-то мог, а так он занимался на подготовительных курсах при училище – там система такая. Для меня не было бы трагедией, если бы он не поступил. Но он поступил самостоятельно – я не ходил ни в какие кабинеты, ни к кому не обращался.

Поступил Денис на декоративное отделение. Я ему советовал заняться реставрацией, потом и его репетитор предложил: «Давай, помогу тебе перевестись на реставрацию». Он перевелся, учился ни шатко, ни валко и стал медленно-медленно втягиваться в это дело. Зато не было насилия над ним, он самостоятельно к делу пришел… Это самое ценное.

Сейчас он уже зрелый художник, реставратор и уже член Союза художников (в отличие от меня). Мы вместе с ним расписывали храм святой блаженной Ксении на улице Лахтинской. Сын помогал мне очень хорошо. Может, я не прав в том, что редко его хвалю. Денис занимается реставрацией и иконописью. Он работает все лучше, набирает уровень. Разумеется, у него возникают ко мне какие-то вопросы, бывает, он показывает мне написанные им иконы, прежде чем отдать заказчикам.

«Из детства. Портрет Дениса», 1993 г. Александр Простев.
«Из детства. Портрет Дениса», 1993 г. Александр Простев.

Если мама хочет, чтоб ребенок был художником…

Я не планировал двигать сына в художники, в детстве не ставил ему натюрморты и так далее – рисует что-то и рисует. Меня родители тоже не двигали. Отец, конечно, посадил меня рисовать, но это он так от улицы отваживал, при этом видя, что я уже люблю рисовать.

У меня дочка в 4-й класс перешла. Она рисует, у нее способности к театру, она даже стала лауреатом всероссийского детского конкурса чтецов. Она раскованная, умеет общаться с людьми, рисовать – это тоже полезно для развития мелкой моторики. Но жена говорит мне: «Давай ты будешь учить ее рисовать». Я отвечаю: «Подожди. Хорошо, чтобы она подошла и сказала мне: «Папа, я вот книжку смотрела, там натюрморты, тоже хочу попробовать». Тогда я быстро нагорожу ей постановку, покажу, как писать».

Одна дама написала мне в фэйсбуке, что ее сын учится в средней художественной школе при Академии художеств. Это самое лучшее учебное заведение такого плана, какое может быть. И вот она жалуется, что у мальчика стал ослабевать интерес к рисованию. Ему сейчас 14 лет. Я ей отвечаю: «В 14 лет я вообще не собирался быть художником». Она: «Я боюсь, он бросит». – «Так и я бросал…»

Родителям не хватает смирения. Понимаете, если мама хочет, чтобы сын был художником, больше, чем сам сын, то может так получиться, что им обоим будет плохо.

Саша Простев в детстве с мамой.
Саша Простев в детстве с мамой.

Музыка Бога

Иногда говорят, мол, у меня работы несерьезные. Нет, это живопись, вполне серьезная. Для ХХ века такой подход даже характерен. Можно вспомнить Пиросмани. Но давайте посмотрим великую русскую иконопись. С точки зрения изобразительных средств это можно назвать наивным искусством. Например, есть замечательная икона Кирилла Белозерского, где у него голова по отношению к туловищу – 1:4. Такой иконописи очень много, особенно до Андрея Рублева.

Я очень люблю детские рисунки, даже не могу их выбрасывать. Господь призывает нас быть как дети. Но это ведь не значит, что надо в носу ковырять. Речь идет о чистоте сердца. Те иконописцы были такими чистыми людьми, что им не мешало даже отсутствие школы, они хороши тем, что они вот такие, а не другие. Иначе мы бы имели не русскую иконопись, а повторение византийской.

В наше время живопись уже высказалась, с середины 70-х годов не появилось ничего нового. Это кризис изобразительных средств. Более того, ничего нового уже не может появиться. Живопись в ее традиционном понимании завершилась, как эпоха Великих географических открытий. И в живописи возможности изобразительных средств исчерпаны. Это нормально, есть начало и конец. Но что тогда остается у живописи? Искренность.

Альбом «Свете светлый» продается в храме на Лахтинской. Однажды там книжки закончились, и свечница рассказывает, что пришла женщина и спрашивала детскую книжку, имея в виду этот альбом. Одному епископу я подарил принты работ из альбома «Свете светлый», он их развесил в трапезной монастыря. Братья, глядя на них улыбаются, иногда смеются.

В этих работах отразились в том числе и мои детские впечатления. Мне нравится высказывание Сент-Экзюпери о том, что все мы из детства, словно из какой-то страны. Детство у человека обязательно должно быть хорошим, добрым, счастливым. В детстве все и закладывается. Вот смотрите: ворона. А как в детстве? Вдруг наступает момент, когда ребенок видит ворону, как Адам в раю, он открывает ее, хотя, может, еще не умеет и выговорить слово «ворона». И все детство состоит из таких открытий.

Важно сохранить вот эту свежесть бытия. Это нужно, чтобы жизнь красивой была, чтобы видеть эту красоту. Первый снег выпал – это праздник. Я помню, в детстве первый снег, который впервые заметил: это была ночь, на улице какой-то шум, смотрю в окно – а там фонарь горит, идет снег, ребята выскочили на улицу, уже катаются. Или дождь – обычное явление, но наступает момент, когда ты делаешь открытие: дождь! Дед не разрешал, но я тайком лазил на чердак, а на доме деда крыша была из щепы. И на чердаке в опилках хранились яблоки – от них шел запах. Я заберусь туда, лягу, чердак кажется огромным, углы темные. И вдруг дождь пошел – шшшшш! Он стал стучать по этой щепе – не по металлу или по шиферу, а по дереву. И я на всю жизнь свое ощущение запомнил, эту музыку дождя. В детстве я не задумывался, а потом стал называть все это музыкой Бога.

С Александром Простевым беседовал Игорь Лунев, журнал для настоящих пап Батя.