Вчера издание Inc.Russia опубликовало пост со ссылкой на исследование Джейсона Гринберга из Нью-Йоркского университета и Этана Моллика из Уортонской школы. Ученые выяснили, что предприниматели, которые начинают свой бизнес в одиночку, имеют больше шансов на успех, чем те, кто делает это с одним или несколькими партнерами. Главный вывод исследования — что парадигма предпринимательства, в которой основную роль играют команды, должна быть пересмотрена. Исследование было выпущено в 2018 году, мы его изучили и поняли, почему выводы не так однозначны.
Джейсон Гринберг и Этан Моллин опросили компании, которые привлекали финансирование на краудфандинговой платформе Kickstarter под запуск бизнеса. Ученых интересовал текущий статус компании, и они предложили респондентам выбрать, какой из вариантов ответа лучше всего характеризует их бизнес:
- действующий коммерческий прибыльный бизнес;
- действующий некоммерческий бизнес;
- действующий бизнес, подвергался слиянию или поглощению;
- бизнес прекратил существование из-за поглощения другой компанией;
- бизнес закрыт.
Чтобы проверить гипотезу о влиянии количества основателей в стартапе на вероятность успеха, респондентов спрашивали, работают они в одиночку или в команде: 28% ответили, что основатель один, 31% — что основателей двое, и 41% — что основателей три или больше.
Респондентов также спросили о средней и максимальной выручке и целях краудфандинга. Часть данных ученые брали с платформы Kickstarter — например, обновляли ли респонденты свои видео-презентации во время кампании, а также год, в котором привлекалось финансирование.
На что обратили внимание ученые по результатам построения регрессий:
- Стартапы с одним основателем генерят больше выручки, при этом данные о выручке стартапы предоставляли сами.
- Стартапы с одним основателем дольше остаются в бизнесе.
- Стартапы с одним основателем привлекают меньше денег от венчурных инвесторов.
То есть если вы запускаете проект с командой, шансов получить инвестиции на старте больше, а построить успешный бизнес меньше, чем если вы запустите проект в одиночку. Мы постарались поверить в этот феномен и сформулировали 3 причины, почему это может быть так.
Во-первых, наличие команды на старте проекта сигнализирует потенциальному инвестору:
- вы смогли договориться, а значит в трудной ситуации сможете найти общий язык между собой и с инвестором;
- совокупная компетентность у вас как команды больше, даже если вы специалисты одного профиля;
- судьба проекта определяется не одним человеком, а значит инвесторы будут испытывать меньше зависимости от его обстоятельств («женился и бросил проект»).
Во-вторых, команда формируется не методом объединения усилий участников, а как результат наличия общего видения и целей. Если в процессе реализации проекта общее видение теряется, или выясняется, что общего видения никогда не было, команда разваливается, и бизнес может прекратиться. Вот как об этом пишут сами исследователи: «Если вы увлечены продуктом, вы сможете запустить его в одиночку, но группа основателей чаще увлечена не продуктом, а идеей работать вместе».
В-третьих, в исследовании сделано допущение, что юридическая ответственность за результат — необходимое условие принадлежности к команде: можно запустить бизнес либо в одиночку, либо вместе с другими фаундерами = в команде. За скобками остаются другие типы команд — например, в которых основатель берет риски на себя как единственный фаундер и собирает команду единомышленников, кто вместе с ним развивает продукт и разделяет общее видение результата. Тогда вывод, что стартапы с одним основателем генерят больше выручки и дольше остаются в бизнесе, может быть изменен на стартапы с одним основателем создают более крепкие команды.
Сами ученые объяснили результаты разницей в скорости принятия решений и степени амбициозности. Один основатель быстрее принимает решения, чем два и более. Один основатель больше склонен к риску и скорее примет вызов, чем компании с несколькими партнерами. «Предприниматель-одиночка, решивший начать свой бизнес самостоятельно, скорее всего, больше склонен к риску, чем тот, кто хочет начать свой бизнес, но ищет второго основателя, чтобы разделить бремя ответственности», — объяснили исследователи.
А если в стартапе два фаундера и оба принимают решения быстро? Или сформированы протоколы, благодаря которым решения принимаются быстро? А может два или три фаундера — это не X/3 уровня амбициозности, а X3? Во всех перечисленных случаях основной вывод исследования – что парадигма предпринимательства, в которой основную роль играют команды, должна быть пересмотрена – будет изменен на как продиагностировать команду и понять, способна ли она эмпирически опровергнуть результаты исследования?