История - наука, изучающая развитие человеческого общества с древнейших времен и до наших дней.
История не есть просто собрание рассказов о прошлых событиях и лицах. Как и всякая наука, история стремится открыть в своей области закономерности, законы развития человеческого общества.
Почему рушатся одни государства, а другие процветают, почему исчезли некоторые народы под ударами завоевателей, почему погибли целые культуры и там, где когда-то была кипучая жизнь, теперь расстилается пустыня? На эти вопросы раньше отвечали так: это воля бога или богов; они наказывают одних и покровительствуют другим. Или еще проще: такова судьба! Так объясняли исторические события в древности, и в средние века. Разница была лишь в том, что в древности говорили о многих богах, а в средние века - об одном боге. Такое объяснение не могло долго удовлетворять человеческую любознательность.
Позже ученые начали утверждать, что историю делают "великие люди", которые ставят себе те или иные цели и стараются их осуществить, помогая также народам действовать в желательном направлении.
Были ученые-мыслители, которые объясняли ход истории распространением разумных идей, просвещения.
Правильное научное объяснение развития человеческого общества появилось позднее, чем были открыты законы в других науках. История стала настоящей наукой только тогда, когда наступила эпоха капитализма и появился пролетариат. Изучая историю человеческого общества, ученые пришли к выводу, что развитие общества зависит в первую очередь от того, как совершенствуется способ добывания средств к жизни - пищи, одежды, жилища и т.д. Человек должен работать при помощи орудий труда, должен уметь обращаться с ними, чтобы получить все самое необходимое для жизни. Он трудится не один, а в обществе с другими людьми. И отношения между людьми в обществе в конечном счете зависят от степени совершенства орудий труда и умения человека пользоваться этими орудиями труда. Зависят эти отношения от того, кому принадлежат средства производства (всему обществу или отдельным лицам, как рабовладельцам, феодалам, капиталистам).
Значение этого открытия было очень велико. В области истории были найдены закономерности, такие как и в области естественных наук - наук о природе. Благодаря этому открытию люди могут теперь правильно понимать прошлое, правильно разбираться в настоящем и предугадывать пути дальнейшего развития человеческого общества.
В первобытном обществе человек имел в своем распоряжении палку и каменное орудие. Он не мог в одиночку брать от природы все, что ему было необходимо для жизни. Люди сообща охотились, ловили рыбу, поддерживали огонь в очаге, строили свои жилища. Наши предки, были вынуждены жить коллективно, чтобы не погибнуть. Они сообща владели территорией, на которой жили и охотились. Позже люди научились обрабатывать землю, они работали совместно и делили между собой плоды своего труда. Эту первую, простейшую ступень общественной жизни называют первобытно-общинным строем. В таком обществе все были равны и все свободны.
Но по мере того как совершенствовались орудия труда, положение стало меняться.
Наступило время, когда человек стал пользоваться такими орудиями труда, которые позволить ему получать излишек продуктов сверх необходимого для его жизни. Тогда у одних людей появилась возможность отбирать этот излишек у других. Легче всего это было сделать, заставив людей работать на себя. Поэтому пленных, должников, преступников и других людей стали обращать в рабов. И общество мало-помалу изменилось: со свободными людьми появились и рабы. Так возникло рабовладельческое общество. Рабы стали выполнять всю тяжелую физическую работу, а свободные люди начали презирать физический труд и считать его унизительным. Рабы ненавидели работу на господ и старались сбросить с себя иго рабства. При первобытнообщинном строе, где все были равными и свободными, не могло быть ни классов, ни классовой борьбы. Теперь в обществе появилось два враждебных класса, готовых вступить в борьбу друг с другом: класс эксплуататоров - рабовладельцев и класс эксплуатируемых - рабов. Чтобы сохранить рабовладельческий порядок, господствующему классу понадобилась армия, полиция, суд и другие средства принуждения рабов к покорности. Так появилось государство эксплуататоров, которые заставили трудящихся повиноваться господам и работать на них. В различные периоды истории государство эксплуататоров обслуживало интересы рабовладельцев, потом феодалов и наконец, капиталистов.
Итак, наука "История", говорит нам о том, что труд создал человека. Без труда не может существовать никакое человеческое общество. В обществе с враждебными классами люди, создавшие все материальные и культурные ценности, жили в тяжелых, недостойных человека условиях, а всеми благами жизни пользовалось господствующее меньшинство населения. Но люди труда никогда не мирились с рабским положением и вели упорную борьбу за улучшение своей жизни. Поэтому вся история человеческого общества, была историей борьбы классов. Подлинным творцом истории является сам народ!