В наше время существует много проектов реконструкций существующих зданий, более или менее удачных. А знаете ли вы, что в начале двадцатого века Московский (тогда Николаевский) вокзал мог стать совсем другим?
Николаевский вокзал на тот момент уже плохо справлялся с возросшей нагрузкой, и архитекторам - в виде исключения - разрешили рассмотреть проекты с полностью новыми границами вокзала и его планировкой. Газета «Санкт-Петербургские ведомости писала: «В существующих стенах вокзала, сколько бы к ним ни пристраивать новых «крыльев», нельзя выкроить ничего грандиозного и величественного. Выйдет только большая заплата. Кто не знает, что перестройка сплошь и рядом обходится гораздо дороже, чем постройка нового здания».
Был проведен конкурс, и второе место занял проект Александра Львовича Лишневского - того самого архитектора, которому мы обязаны множеством красивейших зданий Петербурга.
Лишневский создал проект в духе северного модерна под девизом «Скалы и сосны». Он был выдержан с применением средневеково-фортификационных мотивов, с высокой часовой башней, которая, по выражению доктора искусствоведения В. Лисовского, «своим мощным вертикальным «всплеском» организует разновеликие объемы здания, способствуя их восприятию как целостной структуры». Проект органично включал в себя и готическую застекленную аркаду, и эркеры-»фонарики», и открытые балконы, и разновысотные башенки.
Однако жюри не понравилась суровая, в северном стиле отделка здания.
«Обработка фасадов предложена из грубых, большого размера камней, придающих зданию суровый характер; вообще фасады несколько тяжелы и по характеру архитектуры мало подходят для вокзала на данном месте».
Кроме того, здесь сыграла роль некоторая политическая подоплека. Северный (по выражению искусствоведа того времени Г. Лукомского, «чухонский») модерн, берущий истоки на окраине империи, никак не подходил для столичного общественного здания, да еще и такого значимого, как главный городской вокзал.
А ведь прогрессивный архитектор, кроме всего прочего, создал очень удобный проект, избежав закрытых дворов-колодцев, лишних перемещений внутри вокзала («Надо стараться развить удобства»), и в принципе не считал нужным разделять пассажиров в зависимости от стоимости их билетов. «Я не понимаю деления публики на 3-й и 1-й классы, публику можно группировать не по классам, а по опрятности».
Многие не могли взять в толк, почему так стремились сохранить старое здание вокзала на прежнем месте. Оказалось, были идеи расширить Знаменскую площадь (тем более - в преддверии установки здесь памятника Александру III, отлитого к весне 1907 года), но железная дорога не спешила так просто расставаться со своей землей и отступать вокзалом для увеличения городской территории. Так и не был тогда осуществлен ни этот, ни другие проекты переустройства вокзала.