Есть в школьном языкознании раздел «Фонетика». На просторах Интернета яростно ломаются копья противников и сторонников изучения сего раздела.
Народ вполне толерантно и с пониманием относится к изучению фонетики (и транскрипции) иностранного языка. Но когда дело касается родного русского языка, начинают раздаваться возмущённые голоса и летят тяжёлые тапки: "Отвалите от детей со своей транскрипцией! Что вы детям голову морочите? На фига это надо?? Вы детей только путаете!" И непременно будет упомянут бедный "йожык", навечно и наглым образом поселившийся в детских тетрадях.
Хочу выступить в защиту незаслуженно обижаемой фонетики. Скажу больше, это моя самая любимая тема в языкознании. С удовольствием учу детей фонетическому разбору. Мало того, стараюсь, чтобы и они получили от этого действа-головоломки удовольствие. Потому что русский язык – страшно интересная штука!
Итак, зачем «мучить» детей фонетикой с начальной школы? А затем, что в школе изучают русский язык как науку. Поэтому придётся мне сейчас немного терминологии употребить, потерпите немного. Дети с 1 класса занимаются языковедением, изучая лексику, фонетику, графику, морфемику, морфологию, грамматику, синтаксис, стилистику, семантику, этимологию, орфографию, пунктуацию, устную и, главное, – письменную речь. Ключевое слово – письменную.
Если бы в школе учили только говорить и заниматься устным творчеством – no problem, можно было бы обойтись и без многих вышеназванных разделов. И без фонетики в первую очередь. Почему в первую? А вы посмотрите, с чего начинается изучение любого иностранного языка? Именно с фонетики и транскрипции. Вы скажете: «У-у-у, так-то иностранный язык. Ему учиться надо. А на своём-то мы и так говорить умеем, спасибо папе с мамой».
Так в школе и учат русскому языку, а не просто разговорной речи. Поэтому и начинают с фонетики: с гласных, согласных (звонких, глухих, твёрдых, мягких, сонорных, шипящих, свистящих), слогов, ударения, сильных и слабых позиций звуков. Причём эта премудрость начинается уже в добуквенный период в 1 классе – в первые две недели сентября. Дети ещё ни одной буквы, ни одного слова не встретили на страницах букваря, а уже разбирают слова на фонемы.
Зачем и почему так рано? Затем, что фонетика (произношение) первична по отношению к написанию. Потому, что с 90-х годов прошлого столетия ведущим принципом орфографии (правописания) стал именно фонематический принцип. Он гласит: одна и та же буква обозначает фонему в сильной и слабой позициях. Фонема – звук-смыслоразличитель (дом – том, бык – бак). В одной и той же части слова (морфеме) пишется одна и та же буква независимо от произношения: снеГ – снеГа, кОтята – кОт, на конЕ – на деревЕ. 85-90 % правил правописания слов в русском языке основано на фонематическом принципе.
Фонематический принцип:
а) даёт возможность понять глубже природу орфографии;
б) детально объясняет и объединяет правила проверки гласных, согласных (включая непроизносимые) в корне, в приставках, суффиксах, окончаниях;
в) позволяет ребёнку рано понять, что многие слова пишутся не так, как говорятся;
г) развивает «орфографическую зоркость»;
д) существенно облегчает понимание правила и, главное, его применение на практике.
Поверьте, детям всё равно, чему учиться на уроке и каким способом. Им пока сравнить не с чем. Как учат, так и учатся. Родителям есть с чем сравнить, поскольку они-то школу закончили. Корень неприятия фонетики именно родителями часто лежит в том, что их самих учили по старому морфологическому принципу.
Он издавна считался ведущим в орфографии. Всё методики обучения русскому языку, все учебники были построены по этому принципу. Он ориентирует ученика опираться при проверке на морфемный состав слова. Ученик должен чётко понимать, где находится орфограмма – в корне, в суффиксе, в приставке или в окончании. Этот принцип и сейчас работает, он никуда из языка не делся. Но темы «Корень», «Родственные (однокоренные) слова» подробно начинают изучаться только во 2 классе! Так зачем же терять год учёбы, если фонематический принцип позволяет приступить к правописанию слов уже в 1 классе?
Фонетику в начальную школу ввели в 90-е годы, когда появились новые подходы к обучению, новые методики. Когда на слуху у многих людей стали имена: В.Давыдов, Д.Эльконин, В.Репкин, Ш.Амонашвили, С.Шаталов, С.Лысенкова, В.Илюхина… Когда стала возможна вариативность программ, когда у учителя появился выбор учебника и методики. Это стало тогда настоящим откровением для многих учителей (и меня в том числе) и прямым посылом к их собственному творчеству и экспериментам.
С тех пор фонетика в начальной школе «прижилась», и это оправданно. От неё больше пользы, чем «вреда».
В чём же заключается «вред и мучение» с точки зрения многих взрослых, вынужденных вместе со своими детьми «залезать в дебри» фонетики? Вот основные претензии.
1) Лидер по негативным отзывам – пресловутый «йожык». Родители говорят: дети начинают так писать после фонетического разбора и записи транскрипции слов - [й'ожык]. Так же, как и «сабака» после [сабака] и т.п. Приходится, мол, детей долго переучивать.
2) Дети получают плохие отметки за фонетический разбор, потому что им трудно понять, что «я» - это [й'а], «ё» – это [й'о] и т.д. Особенно, когда они смотрят на написанное слово.
3) Взрослым трудно даётся этот разбор, они не могут помочь ребёнку сделать домашнее задание.
Отвечаю.
1) За почти 30 лет преподавания не встречала ребёнка, который стал неграмотно писать именно после транскрибирования слов.
Напротив, фонетический разбор (и с транскрипцией в том числе) помогает отличить звук от буквы. Многие люди не видят разницы, так же, как между цифрой и числом. Правильно слышать – означает правильно писать. Это называется «иметь развитый фонематический слух». Люди с нарушением фонематического слуха правильно говорят, но неправильно пишут.
2) Если ваш ребёнок пишет йожык, лйуди, пойу, йаблоко (ёжик, люди, пою, яблоко) – это повод обратиться к логопеду-дефектологу. Здесь вовсе не в транскрипции дело. Если ребёнок не может расчленить слово на звуки и перевести их в буквы – это повод обратиться к логопеду. Повторюсь, ребёнок может говорить чисто. Речь – именно о слухе. К сожалению, число детей, которым нужна помощь логопеда, растёт. После устранения проблем с нарушением фонематического слуха не будет серьёзных проблем с фонетическим разбором и правописанием.
Исключение – дети, для которых русский язык не родной. Они имеют право на такие ошибки (временно).
3) Взрослым трудно даётся такой разбор, да. Это потому, что в школе они учились много лет назад по другой методике. Далеко не все занимались этим разбором в институтах.
4) Оооочень много зависит от степени владения материалом самим учителем. К сожалению, много учителей в вопросах фонетики «плавает». Но это – тема другой статьи.
Продолжение темы про "йожыка" и подробности в статье Зачем фонетикой детей мучаете, изверги?