Если кто не читал книгу Патрика Зюскинда «Парфюмер. История одного убийцы», то наверняка смотрел снятый по его мотивам фильм «Парфюмер». А если не смотрел, то суть будет несложно понять из нижеизложенного.
Дело в том, что аналогичным образом, как злодейский герой этого произведения, подбирал ароматы для своих духóв один из самых известных парфюмеров ХХ века.
Начальник концлагеря для русских военнопленных
В 1921 году технический директор парижской парфюмерной фирмы «Шири» Эрнест Бо запатентовал формулу духов, вскоре прославившихся на весь мир. Это была знаменитая «Шанель №5», названная так в честь владелицы дома мод и любовницы русского великого князя Дмитрия Павловича — Коко Шанель. Великий князь был большим приятелем Эрнеста Бо ещё со времени пребывания парфюмера в России.
Сам Эрнест Бо описывал, как ему пришло на ум создать неповторимый аромат «Шанели», следующим образом. «Меня спрашивают, когда я создал “Chanel № 5”. В 1920 году — сразу как вернулся с войны. Часть моей военной кампании прошла на севере Европы, за Полярным кругом, во время полуночного солнцестояния, когда озёра и реки излучают особую свежесть. Этот характерный запах я сохранил в памяти, и после с большим трудом мне удалось воссоздать его, хотя поначалу альдегиды новой композиции были очень неустойчивы».
Что это за военная кампания за Полярным кругом? Это была французская интервенция на Севере России. В каком качестве участвовал в ней Эрнест Бо? В качестве лейтенанта французской армии. Конкретно он был начальником концентрационного лагеря для заподозренных в большевизме. Этот концлагерь был создан интервентами на острове Мудьюг. За время его существования там было замучено около 300 человек.
Один из узников Мудьюгского концлагеря, лидер профсоюза рабочих-водников Павел Рассказов, в своих воспоминаниях о годах оккупации Архангельска интервентами отметил:
«1 сентября [1918 г.], когда мы вышли на работы после перерыва на обед, в лагерь прибыли из Архангельска прокурор Дуброво и лейтенант французской службы Бо — один из наиболее видных и энергичных агентов контрразведки, именовавшейся официально «контрразведывательный отряд штаба главковерха союзных войск». Это учреждение преследовало не только военные цели, но главным образом приняло на себя роль охранного отделения, производя политический розыск.
Та эпидемия арестов, которая приняла чудовищные размеры, те массовые расстрелы, которые унесли впоследствии в могилу тысячи молодых жизней, обязаны той подлой, низкой и продажной работе, которую вело это объединённое учреждение великих держав “культурного” Запада. Белый террор — страшный, жестокий, напоминающий средневековые времена инквизиции, — поддерживался и зверски проводился в жизнь также контрразведкой.
Агентом этого учреждения застенков, пыток и бесчеловечного мучения людей и был лейтенант Бо, бывший крупный московский коммерсант. Среднего роста, толстый, с круглой, обрюзглой, бритой физиономией, напоминающей бульдога, с бесстрастным, стальным выражением глаз, сверкающих из-под пенсне и часто вспыхивающих потоками злобы и жестокости, — вот его внешний вид. Энергичный, с широкой инициативой в проявлении зверств, Бо был типичным жандармом и охранником. Под его “отеческим попечением” и находился “лагерь военнопленных” на острове Мудьюг, куда мы и попали».
Итак, французский лейтенант Бо, профессиональный парфюмер, лично назначал и производил пытки заключённых. Не здесь ли следует искать истоки тех ароматов, которые вошли позднее в «Шанель №5»? Известно, что истязаемый и умерщвляемый человек издаёт особые запахи, которые способен уловить человек с тонким обонянием. Именно этим и занимался герой Патрика Зюскинда. Не следовал ли Эрнест Бо примеру данного персонажа? Это видится весьма вероятным. Не столько «реки и озёра», сколько истерзанная человеческая плоть источала вдохновлявшие его ароматы на Русском Севере...
Парфюмер Их Величеств
Мало кто знает, что создатель «Шанели» был до революции главой фирмы — поставщика духóв для двора Их Императорских Величеств Николая II и Александры Феодоровны.
Эрнест Бо родился в Варшаве в семье французского коммерсанта в 1881 году. В 1902 году Бо начал работать помощником парфюмера во французской фирме «Ралле», являвшейся с 1855 года официальным поставщиком парфюмерии для русского императорского двора. В эту фирму его устроил его старший брат. Постепенно Эрнест Бо, благодаря своим способностям, делает карьеру в фирме и становится её техническим директором. В 1912 году он выпускает духи «Букет Наполеона», принесшие ему первую громкую известность. В 1913 году он создаёт новый аромат — «Букет Екатерины Великой». Оба сорта духóв идут на потребу, прежде всего, императрице Александре Феодоровне, жене императора Николая II.
Известно, что в последние годы царствования Николай II постепенно терял чувство реальности. Об этом свидетельствуют многие мемуарные источники. Пожалуй, ярче всего неадекватность императора выразилась в беседе с английским послом Бьюкененом 30 декабря 1916 года (12 января 1917 по новому стилю). В ответ на осторожное замечание посла, воочию видевшего приближение разрушительной русской революции, что царю следовало бы позаботиться о большем доверии у народа, Николай II резко заявил: «А не так ли обстоит дело, что моему народу следовало бы заслужить моё доверие?» Это было сказано меньше чем за два месяца до свержения самодержавия…
Наибольшей неадекватностью отличалась императрица, стремившаяся влиять на мужа в плане нетерпимости к любым пожеланиям оппозиции. Именно её все в России считали главной виновницей революции. И вот тут-то невольно закрадывается подозрение: не было ли в тех ароматах, которые поставляла царскому двору фирма «Ралле», каких-то наркотических веществ, которые отрывали Александру Феодоровну от реальности и уносили в воображаемый мир?
Друг Эрнеста Бо — великий князь Дмитрий Павлович — известен тем, что вместе с князем Феликсом Юсуповым и агентом британской разведки МИ-6 Освальдом Рейнером, убивал Григория Распутина. Как теперь ясно, это убийство стало штурмовым сигналом революции. На этом фоне весьма вероятным представляется, что и технический директор парфюмерной фирмы «Ралле» мог быть причастным к заговору с целью устранения российской монархии, с использованием его профессиональных познаний и умений.
Сам Эрнест Бо в конце 1917 года, после большевицкого Октябрьского переворота, выехал из России, а фирма «Ралле» вскоре была национализирована советской властью. Где был Бо до осени 1918 года, неизвестно, но после он, как мы видели, «всплыл» на Русском Севере в контрразведке интервентов. В 1919 году Бо приехал в Париж, где сначала работал в фирме «Шири», созданном бывшим главою фирмы «Ралле», но после, изобретя «Шанель», начал собственный бизнес.
Русским дамочкам, осеняющим себя ароматом «Шанели», может быть, стоило бы задуматься, что в его основе — слезы боли и кровь их истязавшихся соотечественников и соотечественниц.