Найти тему
Трубка Холмса

Новый Мурманск на новом месте

Оглавление

Летом 2019 года Губернатор Мурманской области Андрей Чибис представил Владимиру Путину амбициозный проект: строительство на западном берегу Кольского залива района "Новый Мурманск". Стоимость проекта оценивалась в 60 миллиардов рублей.

Мурманск — самый большой город, расположенный за Полярным кругом, но главная его проблема — отток населения. Люди уезжают в более развитые города в поисках комфорта. За последние 30 лет население города сократилось уже на треть. Строительство "Нового Мурманска" было призвано способствовать увеличению численности мурманчан и улучшения качества их жизни.

Футуристическое "будущее" Мурманска
Футуристическое "будущее" Мурманска

Район, согласно проекту, должен был разместится на Абрам-Мысе. Он был рассчитан на 25 тысяч человек. Помимо жилья планировалось строительство научного кластера, офисных комплексов, торгового центра, выставочного зала, гостиницы, спорткомплекса, а также зон отдыха и набережной с пирсом. В планах было также — создать Арктический научно-образовательный центр со студенческим кампусом, а через Кольский залив пустить канатную дорогу.

Данное описание очень напоминало другой уже реализованный в нашей стране проект - застройку острова Русский во Владивостоке.

Несмотря на кажущуюся нереальную масштабность предстоящего строительства "Нового Мурманска" на Абрам-мысе, в этом не было ничего особенно грандиозного. Так, построенный в Мурманске в 80-е годы прошлого века Восточный (Скальный) район был рассчитан на 70-80 тысяч человек, то есть в 3 раза больше того, что планировалось построить на Абрам-Мысе. Ничего фантастического не было и в строительстве канатной дороги через Кольский залив. Подобная канатная дорога, но только через Волгу, с 2012 год функционирует в Нижнем Новгороде.

Быстро, красиво, удобно
Быстро, красиво, удобно

Однако, после 30-летнего застоя в строительной области города Мурманска, проект на Абрам-Мысе все равно воспринимался как фантастика. И, действительно, от первоначального проекта отказались в пользу более простого и дешевого.

Новым местом "Нового Мурманска» стала территория промышленной площадки Мурманского судоремонтного завода, площадью почти 38 тыс. квадратных метров.

Здесь должно все измениться
Здесь должно все измениться

Там построят морскую набережную, конгресс-холл, развлекательный комплекс, апарт-отели, «рыбную биржу», арктический музей, центры локального бизнеса, арктического туризма и дизайна.

Красиво и современно
Красиво и современно

Кроме того, там будет располагаться элитное жилье, панорамный бар и офисы.

Чувствуется влияние Северной  Европы
Чувствуется влияние Северной Европы

Данные наглядные проекции, по-видимому, призваны дать лишь самое общее представление о проекте на концептуальном уровне, поскольку сам проект еще находится на начальной стадии разработки.

Для реализации проекта привлечены архитекторы «КБ Стрелка», которые преображали Москву. Мастер-план должен быть готов ориентировочно к маю 2021 года.

Несмотря на упрощение проекта, толку от него может быть даже больше чем от дорогостоящего проекта на Абрам-мысе. Современные изменения и обновление территорий будут осуществлены не на изолированном от города пространстве, а непосредственно в самом городе, в портовом районе, приближенном к центру Мурманска. Это неминуемо повлечет за собой и модернизацию близлежащих территорий, в том числе, нуждающейся в реновации территории Мурманского порта.

Таких красок как в Мурманске больше нигде не увидишь
Таких красок как в Мурманске больше нигде не увидишь

В отличие от "Нового Мурманска" на Абрам-Мысе, на воплощение которого нужно было еще найти необходимое финансирование, денежные средства на новый проект в размере 5 млрд. рублей уже выделены.

Помимо обустройства площадки Мурманского судоремонтного завода, планируется также реконструкция вокзального комплекса, предполагающая слияние в единый узел железнодорожного, автобусного и морского вокзалов. Речь идет о значительном преображении центральной части города с появлением безбарьерного крытого перехода от железнодорожного вокзала к морскому.

Красивый Мурманский вокзал
Красивый Мурманский вокзал

Однако 10 лет назад власти уже ставили перед собой такую задачу. Подготовленный тогда проект реконструкции железнодорожного вокзала сложно было признать удачным.

Скрестили ежа с ужом
Скрестили ежа с ужом

Историческое задание вокзала было просто погребено под огромными тяжеловесными конструкциями так называемых пристроек. Здание теряло свою структуру, превращалось в какое-то бесформенное нагромождение строений и в целом напоминало уже не изящный пассажирский вокзал, а какой-то терминал непонятного назначения. Это большая удача для Мурманска, что тогда на этот проект не нашлось денежных средств.

Планов громадье
Планов громадье

При этом, в том несостоявшемся проекте переход к морскому вокзалу планировался в виде торговой зоны. Возможно такое же решение относительно перехода будет принято и на этот раз. Мне приходилось бывать в наземных переходах, выполненных как в виде торговых зон, так и в виде прогулочных мостов. В первом случае, когда оказываешься в таком переходе, возникают ощущения, что ты просто зашел в обычный магазин. Кроме того, такие торговые зоны, как правило, выглядят довольно неряшливо. Другое дело переход, оформленный в виде прогулочного моста, в этом случае, от нахождения в таком месте, ты, действительно, получаешь эстетическое удовольствие.

Век бы ходил и не останавливался.
Век бы ходил и не останавливался.

Надеюсь, что при создании нового проекта переход между вокзалами будет поражать красотой архитектурных форм, а не рыночным разнообразием.

Несколько настораживают заявления о том, что вместо ларьков на Привокзальной площади будут построены современные магазины. На месте сгоревшего ларька построить ничего невозможно, поскольку там просто физически нет места и любая попытка втиснуть туда магазин будет большой глупостью. Что касается цветочного ларька с другой стороны Привокзальной площади, то места там достаточно, но вместо очередного торгового центра лучше было бы обустроить в этом месте сквер с восстановлением некогда находившейся там скульптуры, посвященной покорителям космоса.

Восстановление старых скульптур - современная  тенденция
Восстановление старых скульптур - современная тенденция

Как указывают архитекторы КБ "Стрелка", территории морского, автобусного и железнодорожного вокзала вместе с привокзальной площадью и мостом будут благоустроены в едином дизайн-коде.

Пару лет назад КБ "Стрелка" разработало дизайн-код для Калининграда. При этом были озвучены следующие принципы и подходы:

- дизайн-код призван поддержать уважительное отношение горожан к истории и внешнему облику своего города, вернуть горожанам скрытые сейчас от глаз ценные городские виды и архитектурные элементы зданий;

- дизайн-код избавит от всего, что разрушает его облик — от баннеров через всю улицу, пластика, который скрывает декор исторической застройки, вывесок, закрывающих фасады домов.

Дизайн-код сделает город более привлекательным для жителей и туристов.

Остается надеяться, что такие же подходы будут реализованы и при разработке проекта "Нового Мурманска".

Как вы относитесь к проекту "Новый Мурманск"? Как вы считаете, будет ли он реализован?

Читайте статью Лапландия - реальная страна из сказки. Но находится она не там, где Вы думаете

Зловредную статью Как портили Мурманск. Восемь изменений, ухудшивших город. Часть 1, Часть 2 и Часть 3

А так же хвалебную статью Как украшали Мурманск. Восемь изменений, улучшивших город. Часть 1 и Часть 2

Статью о парадоксальной проблеме Мурманска и способе ее решения Этот "приморский" город Мурманск!

Еще немного практических предложений или фантазий (это как кому угодно) в моей статье Этот "древний" город Кола!

Фото взяты с Яндекс.Картинки в открытом доступе.