Летом 2019 года Губернатор Мурманской области Андрей Чибис представил Владимиру Путину амбициозный проект: строительство на западном берегу Кольского залива района "Новый Мурманск". Стоимость проекта оценивалась в 60 миллиардов рублей.
Мурманск — самый большой город, расположенный за Полярным кругом, но главная его проблема — отток населения. Люди уезжают в более развитые города в поисках комфорта. За последние 30 лет население города сократилось уже на треть. Строительство "Нового Мурманска" было призвано способствовать увеличению численности мурманчан и улучшения качества их жизни.
Район, согласно проекту, должен был разместится на Абрам-Мысе. Он был рассчитан на 25 тысяч человек. Помимо жилья планировалось строительство научного кластера, офисных комплексов, торгового центра, выставочного зала, гостиницы, спорткомплекса, а также зон отдыха и набережной с пирсом. В планах было также — создать Арктический научно-образовательный центр со студенческим кампусом, а через Кольский залив пустить канатную дорогу.
Данное описание очень напоминало другой уже реализованный в нашей стране проект - застройку острова Русский во Владивостоке.
Несмотря на кажущуюся нереальную масштабность предстоящего строительства "Нового Мурманска" на Абрам-мысе, в этом не было ничего особенно грандиозного. Так, построенный в Мурманске в 80-е годы прошлого века Восточный (Скальный) район был рассчитан на 70-80 тысяч человек, то есть в 3 раза больше того, что планировалось построить на Абрам-Мысе. Ничего фантастического не было и в строительстве канатной дороги через Кольский залив. Подобная канатная дорога, но только через Волгу, с 2012 год функционирует в Нижнем Новгороде.
Однако, после 30-летнего застоя в строительной области города Мурманска, проект на Абрам-Мысе все равно воспринимался как фантастика. И, действительно, от первоначального проекта отказались в пользу более простого и дешевого.
Новым местом "Нового Мурманска» стала территория промышленной площадки Мурманского судоремонтного завода, площадью почти 38 тыс. квадратных метров.
Там построят морскую набережную, конгресс-холл, развлекательный комплекс, апарт-отели, «рыбную биржу», арктический музей, центры локального бизнеса, арктического туризма и дизайна.
Кроме того, там будет располагаться элитное жилье, панорамный бар и офисы.
Данные наглядные проекции, по-видимому, призваны дать лишь самое общее представление о проекте на концептуальном уровне, поскольку сам проект еще находится на начальной стадии разработки.
Для реализации проекта привлечены архитекторы «КБ Стрелка», которые преображали Москву. Мастер-план должен быть готов ориентировочно к маю 2021 года.
Несмотря на упрощение проекта, толку от него может быть даже больше чем от дорогостоящего проекта на Абрам-мысе. Современные изменения и обновление территорий будут осуществлены не на изолированном от города пространстве, а непосредственно в самом городе, в портовом районе, приближенном к центру Мурманска. Это неминуемо повлечет за собой и модернизацию близлежащих территорий, в том числе, нуждающейся в реновации территории Мурманского порта.
В отличие от "Нового Мурманска" на Абрам-Мысе, на воплощение которого нужно было еще найти необходимое финансирование, денежные средства на новый проект в размере 5 млрд. рублей уже выделены.
Помимо обустройства площадки Мурманского судоремонтного завода, планируется также реконструкция вокзального комплекса, предполагающая слияние в единый узел железнодорожного, автобусного и морского вокзалов. Речь идет о значительном преображении центральной части города с появлением безбарьерного крытого перехода от железнодорожного вокзала к морскому.
Однако 10 лет назад власти уже ставили перед собой такую задачу. Подготовленный тогда проект реконструкции железнодорожного вокзала сложно было признать удачным.
Историческое задание вокзала было просто погребено под огромными тяжеловесными конструкциями так называемых пристроек. Здание теряло свою структуру, превращалось в какое-то бесформенное нагромождение строений и в целом напоминало уже не изящный пассажирский вокзал, а какой-то терминал непонятного назначения. Это большая удача для Мурманска, что тогда на этот проект не нашлось денежных средств.
При этом, в том несостоявшемся проекте переход к морскому вокзалу планировался в виде торговой зоны. Возможно такое же решение относительно перехода будет принято и на этот раз. Мне приходилось бывать в наземных переходах, выполненных как в виде торговых зон, так и в виде прогулочных мостов. В первом случае, когда оказываешься в таком переходе, возникают ощущения, что ты просто зашел в обычный магазин. Кроме того, такие торговые зоны, как правило, выглядят довольно неряшливо. Другое дело переход, оформленный в виде прогулочного моста, в этом случае, от нахождения в таком месте, ты, действительно, получаешь эстетическое удовольствие.
Надеюсь, что при создании нового проекта переход между вокзалами будет поражать красотой архитектурных форм, а не рыночным разнообразием.
Несколько настораживают заявления о том, что вместо ларьков на Привокзальной площади будут построены современные магазины. На месте сгоревшего ларька построить ничего невозможно, поскольку там просто физически нет места и любая попытка втиснуть туда магазин будет большой глупостью. Что касается цветочного ларька с другой стороны Привокзальной площади, то места там достаточно, но вместо очередного торгового центра лучше было бы обустроить в этом месте сквер с восстановлением некогда находившейся там скульптуры, посвященной покорителям космоса.
Как указывают архитекторы КБ "Стрелка", территории морского, автобусного и железнодорожного вокзала вместе с привокзальной площадью и мостом будут благоустроены в едином дизайн-коде.
Пару лет назад КБ "Стрелка" разработало дизайн-код для Калининграда. При этом были озвучены следующие принципы и подходы:
- дизайн-код призван поддержать уважительное отношение горожан к истории и внешнему облику своего города, вернуть горожанам скрытые сейчас от глаз ценные городские виды и архитектурные элементы зданий;
- дизайн-код избавит от всего, что разрушает его облик — от баннеров через всю улицу, пластика, который скрывает декор исторической застройки, вывесок, закрывающих фасады домов.
Дизайн-код сделает город более привлекательным для жителей и туристов.
Остается надеяться, что такие же подходы будут реализованы и при разработке проекта "Нового Мурманска".
Как вы относитесь к проекту "Новый Мурманск"? Как вы считаете, будет ли он реализован?
Читайте статью Лапландия - реальная страна из сказки. Но находится она не там, где Вы думаете
Зловредную статью Как портили Мурманск. Восемь изменений, ухудшивших город. Часть 1, Часть 2 и Часть 3
А так же хвалебную статью Как украшали Мурманск. Восемь изменений, улучшивших город. Часть 1 и Часть 2
Статью о парадоксальной проблеме Мурманска и способе ее решения Этот "приморский" город Мурманск!
Еще немного практических предложений или фантазий (это как кому угодно) в моей статье Этот "древний" город Кола!
Фото взяты с Яндекс.Картинки в открытом доступе.