Найти тему
6,1K подписчиков

Сошла ли с ума оляпка?

183 прочитали
Есть у Виталия Бианки рассказ «Сумасшедшая птица». Про то, как мальчик увидел пошел в феврале на реку и был потрясен невероятным зрелищем.

Есть у Виталия Бианки рассказ «Сумасшедшая птица». Про то, как мальчик увидел пошел в феврале на реку и был потрясен невероятным зрелищем.

По краю проруби, у самой воды, прыгала белогрудая птичка. «Она дёргала коротким хвостом и заливалась на все лады самой весёлой песней.

„Вот сумасшедшая! — подумал я. — Как она может радоваться в такой мороз?“

Белогрудая птичка не обращала на меня никакого внимания. Мне захотелось ближе рассмотреть её. Но едва я сделал несколько шагов к ней, как птица с размаху бросилась в прорубь вниз головой. Одно мгновенье я ещё видел, как она быстро двигала крыльями, словно летела в воде. Потом она исчезла подо льдом.

Я так и остался стоять с выпученными глазами и открытым ртом.

„Утопилась!“ — мелькнула вдруг у меня страшная мысль. Я бросился к проруби. Мелкая вода текла здесь очень быстро. Утопленницы нигде не было видно.

Слёзы навернулись мне на глаза. Я прибежал домой, к отцу, с удивительным рассказом про белогрудую птицу-утопленницу».

Конечно, папа рассказал сыну, что за птицу беспокоиться не надо, это оляпка или, как ее называют в народе — водяной воробей. Из воробьинообразных птиц оляпка единственная, кто умеет нырять.

Этот пернатый водолаз размером с небольшого дрозда добывает себе пропитание на дне рек. Ныряя, оляпка раскрывает крылья, чтобы течение не унесло, а прижимало ее ко дну. Под водой оляпка может оставаться до 50 секунд, пробегая за это время до 20 м. Собирает личинки беспозвоночных, ловит мальков и маленьких рыбешек. Чтобы вынырнуть, оляпка складывает крылья, и вода выталкивает ее наверх.

Встретить оляпок можно по всей территории Европейской России, кроме тундры — на берегах быстрых рек и ручьев с прозрачной водой и каменистым дном.

В начале этой зимы бердвотчеры обнаружили оляпку на маленькой речке в черте Екатеринбурга. И началось к оляпке паломничество людей с фотоаппаратами! Но не всякий раз любителям птиц удавалось ее найти. Первый раз мне повезло, а еще два раза напрасно бродила по снегу вдоль реки, спряталась от меня Оля — так ее нарекли бердвотчеры. Из всего, что я читала про оляпку, так и не выяснила, почему она так забавно приседает, будто танцует.

Оляпка (норв. fossekall) считается национальной птицей Норвегии. Также оляпка включена во многие региональные Красные Книги России, в том числе Свердловской, Челябинской области и ХМАО.