Как организовать перевозку тяжелобольного самолётом, куда необходимо обращаться родным, и кто отвечает за транспортировку больных людей — рассказывает врач анестезиолог-реаниматолог, кандидат медицинских наук Сергей Суворов.
— Куда обращаться, если возникла необходимость перевезти тяжелобольного самолётом по России и за границу?
— Если необходимо перевезти пациента самолётом или вертолётом, то в случае получения пациентом медицинской помощи в рамках государственных гарантий (за счёт средств бюджета или обязательного медицинского страхования — ОМС), этим занимаются медицинские организации, работающие в этих системах — как правило, государственные или муниципальные.
Куда обращаться надо в таком случае? Если пациент находится вне медицинской организации, то можно обратиться за помощью по телефону, путём письменного обращения или лично. В срочных случаях через систему экстренных вызовов: «103», «112», а в плановых ситуациях — в свою поликлинику или в региональное министерство здравоохранения.
Если же пациент уже находится в больнице, то он может обратиться к своему лечащему врачу и администрации учреждения. При наличии показаний в привлечении авиационного транспорта для оказания медицинской помощи, должностные лица этих медицинских организаций организуют эту услугу.
Гражданам, имеющим возможность получения медицинской помощи в рамках добровольного медицинского страхования (ДМС), в том числе имеющим страховой полис путешественника, так называемый полис «ВЗР — выезжающего за рубеж», необходимо обращаться по телефонам сервисных служб, указанным в полисе.
При необходимости, наличии показаний и включении санитарно-авиационной помощи в конкретную программу ДМС, медицинскую эвакуацию пациента самолётом и медицинское сопровождение организуют представители страховой компании. Такие перевозки осуществляют, как правило, частные медицинские организации.
При желании пациента или лиц, действующих в его интересах, получить медицинскую помощь, в том числе и санитарно-авиационную эвакуацию, на условиях платных медицинских услуг, они обращаются в медицинские организации, оказывающие или организовывающие оказание подобных платных медицинских услуг. Как правило, это частные медицинские организации, оказывающие помощь на коммерческой основе.
— Кто должен этим заниматься — родные больного или медицинская организация?
— Заниматься этим должна та медицинская организация, в которую обратился пациент или его представители. После обращения человека за медицинской помощью её оказание происходит на основании соответствующих «Порядков оказания медицинской помощи». Например, в соответствии с действующим порядком в рамках госгарантий для оказания скорой медицинской помощи привлекается вертолётная санитарная авиация.
Надо сказать, что в России за предыдущие десятилетия выстроена хорошая служба оказания специализированной медицинской помощи. Принцип состоит в том, что если пациент попадает в больницу, где нет условий для оказания медицинской помощи в необходимом объёме, то врачи этой организации должны обратиться в службу экстренной и плановой консультативной медицинской помощи (ЭПКМП) на уровне субъекта федерации (республики, края, области).
Отделения ЭПКМП расположены в ряде регионов на базе территориальных центров медицины катастроф, в других — традиционно с советских времен расположены на базе республиканских, краевых, областных больниц. Контакты отделений ЭПКМП есть у врачей районных больниц.
Специалисты отделений ЭПКМП организуют прибытие профильного специалиста или специалистов для оказания медицинской помощи в тот стационар, где находится пациент. Либо пациента переводят в сопровождении специализированных медицинских бригад, в том числе и с использованием авиатранспорта, в ту организацию, где есть все условия для оказания ему медицинской помощи.
Существует строгая иерархия маршрутизации пациентов, при соблюдении которой пациент просто не может остаться без полноценной медпомощи и санитарно-авиационной эвакуации, если это необходимо. Например, если он находится в ЦРБ (центральной районной больнице), в которой нет возможности предоставить необходимую медицинскую помощь в полном объёме, то его направляют в межрайонный центр.
Если в этом центре не могут помочь, его отправляют в региональный центр — республиканскую, краевую, областную больницу. Если и там нет возможности оказать помощь, его направляют в федеральный центр.
Как будет туда отправлен пациент — авиационным транспортом, водным, железнодорожным или каким-то ещё — решается в зависимости от места, состояния пациента. В тех регионах, где без авиации не обойтись, ежедневно в медицинских целях используются вертолёты и самолёты. В регионах центральной России, где хорошо развита дорожная сеть и относительно небольшие расстояния между населёнными пунктами, для эвакуации пациентов чаще применяется специализированный автомобильный транспорт — автомобили скорой помощи и реанимобили.
— Могут ли родственники самостоятельно обратиться в региональные центры медицины катастроф?
— Порядок работы с обращениями граждан России в органы власти регламентируется на федеральном и региональном уровнях соответствующими законами и приказами. Порядок обращения граждан за медицинской помощью также регламентирован. На основании этого некоторые центры медицины катастроф обладают функцией приёма обращений граждан за медицинской помощью, некоторые работают только с медицинскими организациями, и выполняют заявки от них.
В каждом субъекте федерации могут быть свои правила. Но в любом случае, если пациент или его представители туда обратятся, их обращение будет обязательно рассмотрено, и оказана помощь силами центра (если эта помощь является обязанностью этого центра) или передана для принятия решения в другие службы.
Поэтому правильнее обращаться по телефонам экстренных служб, либо к своему лечащему врачу, а они уже при наличии показаний (на основании учёта множества факторов) принимают решение о необходимости обращения за помощью к «санитарной авиации». Заявку на вызов бригады отделений ЭПКМП (санитарной авиации) направляет именно медицинская организация.
В ситуации, когда пациента не устраивает объём или качество услуг, оказываемых в рамках государственных гарантий бесплатной медицинской помощи, он имеет право обратиться за платной медицинской помощью.
— Что оплачивают пациент или его представители, и каков примерно диапазон цен за услуги перевозки и сопровождение?
— Если перевозка осуществляется в рамках государственных гарантий оказания медицинской помощи, то ни пациент, ни родственники ничего не платят — все услуги оплачиваются за счёт бюджетных средств (федеральных или региональных), а также, в ряде случаев, за счёт средств обязательного медицинского страхования.
При перевозке по заявке страховой компании в рамках оказания медицинской помощи по полису добровольного медицинского страхования или страхования выезжающего за рубеж, как правило, медицинскую эвакуацию в рамках имеющихся лимитов страхования оплачивает страховая компания. В этом случае для пациента перевозка и сопровождение тоже бесплатны. К сожалению, некоторые наши туристы из соображений экономии приобретают полисы с минимально возможным страховым покрытием (30 тысяч долларов/евро).
При серьёзных проблемах со здоровьем, с учётом высокой стоимости лечения за границей, этой суммы может быть недостаточно. При выходе за лимиты страховой суммы, страховая компания может предложить гражданину или его родственникам варианты частичной оплаты, либо попавший в трудную жизненную ситуацию гражданин или его представители могут обращаться за помощью в органы государственной власти Российской Федерации. Но лучше «стелить соломку» заранее — выбирать полисы с большим покрытием.
Ряду пациентов оплатить использование самолёта помогают благотворительные фонды или предприятия, на которых они работают. Иногда коммерческая организация (как медицинская, так и авиационная) предоставляет такие услуги на благотворительной основе — бесплатно для пациента. Например, авиакомпания может оформить билеты в счёт премиальных миль, переданных другими пассажирами на благотворительность. Приведу в пример программу «Мили милосердия» авиакомпании «Аэрофлот» и благотворительного фонда «Подари жизнь».
Обеспечение своевременности и доступности некоторых видов медицинской помощи, в том числе и санитарно-авиационной, своим сотрудникам и оплаты её за счёт средств организации является непременным условием производственной деятельности многих компаний. Пример: медицинское обеспечение военнослужащих и членов их семей на основании «Закона о статусе военнослужащего».
Обязательное медобеспечение сотрудников или своих клиентов в процессе производственной деятельности, связанной с повышенной опасностью для жизни и здоровья, в труднодоступных и удалённых районах и т.д., реализуется через создание собственной медицинской службы.
Часто крупные компании реализуют подобные программы через оплату на своих сотрудников полисов добровольного медицинского страхования. Стоимость медицинской эвакуации на воздушном судне складывается из стоимости перевозки авиационным транспортом и стоимости услуг по медицинскому сопровождению. Стоимость перевозки зависит от качества и уровня сервиса, расстояния, вида воздушного судна, оборудования и варьируется от десятков тысяч до нескольких миллионов рублей.
Человек может поехать на бесплатном автобусе, «поймать» попутную машину, и его подвезут бесплатно автостопом, а может заказать себе лимузин.
— Какие существуют виды перевозок и медицинского сопровождения?
— С точки зрения действующего законодательства перевозки больных называются медицинской эвакуацией. Эвакуация бывает санитарно-авиационная, автомобильным транспортом, железнодорожным, водным и т.п.
В авиации транспортом может быть медицинский самолёт или вертолёт, который изначально предназначен именно для медицинской эксплуатации — перевозки пациентов с медицинским сопровождением. Также существуют специальные медицинские самолёты и вертолёты — воздушные суда, которые приспосабливают под медицинские перевозки. В этих случаях обычное пассажирское или транспортное воздушное судно переоборудуют: например, складывают или снимают пассажирские кресла и устанавливают медицинский модуль.
В России медицинские модули выпускает, в частности, Казанский агрегатный завод. Такой модуль включает носилки, на которых размещают пациента, крепления для всей медицинской аппаратуры, которая необходима пациенту во время перелёта, кислородные баллоны и дополнительные аккумуляторы для аппаратуры. Кроме того, существуют модули других компаний. Все они должны быть сертифицированы и для использования на конкретном типе воздушного судна, и как медицинское изделие.
Есть возможность перевозить пациентов на пассажирских самолётах, выполняющих регулярные рейсы (реже — чартерные), но в таком случае для авиакомпании пациент будет являться пассажиром на специальных условиях обслуживания — так называемый маломобильный пассажир, которому необходимо оказание медицинской помощи. Условия подробно расписаны на сайтах авиакомпаний, и это значительно более дешёвый способ перевозки, чем нанять отдельный медицинский самолёт.
— Какие трудности есть у перевозчиков?
— Первая трудность для перевозчиков, эксплуатантов пассажирских самолётов — это наличие мест, так как часто для установки носилок нужно задействовать довольно большое количество пассажирских мест, которые могут быть уже куплены другими пассажирами.
Вторая трудность — это техническая оснащённость воздушного судна, ведь для безопасной перевозки пациента необходим специальный медицинский модуль. Причём в данном случае безопасность — прежде всего. Безопасность воздушного судна, экипажа и пассажиров, в том числе и самого пациента.
Для так называемой «малой авиации» существенной проблемой является отсутствие работающей инфраструктуры (взлётно-посадочных полос, вертолётных площадок, системы аэродромного обслуживания), а также достаточного количества новых воздушных судов и возможностей по их содержанию. К сожалению, существовавшая в СССР разветвлённая система малой авиации, активно использовавшаяся для выполнения санитарных заданий, очень серьёзно сократилась с начала 90-х годов прошлого века из-за недостаточного финансирования.
Тем не менее, в России с санитарной авиацией состояние дел лучше, чем во многих странах мира. Хотя, конечно, есть куда развиваться и о чём мечтать. Существующие проблемы и пути их решения специалисты обсуждают на ежегодной межведомственной конференции «Санитарная авиация России и медицинская эвакуация» в рамках деловой программы выставки вертолётной индустрии HELIRUSSIA.
Советую людям, у которых есть необходимость перевезти пациента, проконсультироваться у профессиональной компании, которая этим занимается. Потому что разных мелочей в транспортировке больных много — описать их все невозможно. Либо, если больной уже находится на лечении, обратиться к своему лечащему врачу, который всё организует с помощью руководства медицинской организации.
Источник: pravmir.ru