Думаю, многие слышали печальную историю архиепископа Томаса Бекета, которого четыре рыцаря зарубили прямо на ступенях, ведущих к алтарю . Было это сделано приказу короля, или рыцари, верные Генриху Второму, слишком буквально восприняли его раздосадованное"« Неужели никто не избавит меня от этого попа?» - в точности уже сказать нельзя .
Однако, более интересно то, что какое-то время Томас Бекет и король были, не побоюсь того слова, друзьями. Правда, до того, как Томас получил свою должность...
Бекет имел хорошее даже для нашего времени образование - учился в Париже и Болони. С 1142 года ( ему было только 24 ) был на службе у архиепископа Теобальда - служил так хорошо , что вскоре стал архидиаконом - а там его уже порекомендовали королю в качестве канцлера .
Это был хороший канцлер - хорошо справлялся с возложенными обязанностями . Он стал другом короля , что дорогого стоит . Ему доверяли и воспитание наследника , равно как и отправляли с посольством в Париж. Когда не стало прежнего архиепископа Кентерберийского, Генрих Второй решил поощрить верного слугу Короны - он надавил на духовенство, и его верного верного друга назначили архиепископом .
Это оказалось ошибкой - друг короля " переобулся в прыжке ", и на новой должности стал думать об имуществе исключительно церкви. Если раньше он был крайне полезен , то теперь он с остервенением , достойного лучшего применения , начал грызться с баронами за земли, которые они, якобы, отняли у Церкви. Его привычки также изменились - долго молился, да и вообще стал аскетом, игнорируя придворную жизнь .
Стоит ли говорить , что король и архиепископ за два года рассорились в пух и прах, и Томас Бекет сбежал к королю Франции, Людовику VII - он был тогда сюзереном английского короля .
После архиепископ Кентерберийский вновь, по велению Папы Римского, отправился в Англию- , сына Генриха Второго, Генриха Молодого (да, с креативностью у них было не очень ) - могли отлучить от церкви , так как короновал его .. не тот архиепископ - на коронации присутствовал архиепископ Йоркский , а с ними архиепископы Лондона и Солсберри .
Генриху Второму пришлось мириться со старым другом, чтобы коронацию провел на сей раз именно он - да не тут то было, Томас Бекет преследовал свои цели, и сразу после примирения потребовал , чтобы прочих архиепископов, совершивших " неправильную " коронацию - немедленно низложили .
Впрочем - времени он зря не терял - и попросту всех троих отлучил от церкви. Узнав об этой выходке, король и произнес фразу, упомянутую в начале данной статьи.
Четверо рыцарей, решив, что это приказ, незамедлительно отправились в Кентербери, где сначала хотели задержать " мятежного попа ". Ему там предъявили обвинения, на что Томас ответил:
Никогда больше море не встанет между мной и моей паствой, если только не вытащат меня отсюда за ноги
Томас Беккет
но после его отказа - убили его прямо у алтаря.
Своими руками они лишь добились того, что Томас Беккет вскоре был причислен к лику святых.
Может быть, король и в самом деле отдал такой приказ, а затем открещивался от него, но в точности сказать можно одно - назначать своего друга и канцлера на другую должность было ошибкой. Лучшее - враг хорошего!
О какой исторической личности вы хотели бы узнать в следующий раз? Приглашаем в комментарии!
Больше интересного на Youtube:
или на Яндекс. Эфир: