Продолжение.Особенности умственного развития детей дошкольного.
Существует много различных теорий умственного развития в дошкольном возрасте.
Для дошкольного возраста по теории Ж. Пиаже характерна дооперациональная стадия умственного развития. У детей преимущественно интуитивное мышление, которое опирается на восприятие.
Ж. Пиаже выделил четыре критерия, четыре операции, по которым можно проследить умственное развитие ребенка дошкольного возраста.
Первой операцией, которая развивается раньше других, является операция сериации(Это способность мысленно располагать ряд элементов в возрастающем или в убывающем порядке по какому-нибудь измерению, например размеру, весу или объему). Развитие сериации происходит путем открытия ребенком вида отношений, который лежит в основе порядка. Дети дошкольного возраста могут выполнить сериацию только путем проб. На дооперациональном уровне дедуктивное решение еще невозможно, поэтому дети решают задачу бессистемно, так как отсутствует координация, которая предшествует последовательным действиям. Дети используют безотносительные термины («маленький», «большой», а не «меньше-больше»).
Следующей операцией является операция классификации. Для дошкольников характерно то, что они могут решать задачу на одном материале, но не решить на другом. Отсутствует ориентировка на существенные признаки, поэтому дети часто переходят на более низкий уровень. На дооперациональной стадии дети не могут правильно ответить на заданный вопрос, так как оценка явления является субъективной, житейский уровень обобщения преобладает над логическим, также дети нечувствительны к противоречиям. Обобщение в полной мере не сформировано, действия зависят от содержания задачи и от многих других факторов. Дошкольники на этой стадии не замечают очевидного и поддаются внешним факторам.
Понимание сохранения на данной стадии также не сформировано. Например, ребенок считает, что если меняется форма предмета, то меняется количество вещества. Можно сказать, что если у ребенка отсутствует понимание сохранения вещества, то отсутствует понимание причинности и понимание количества, но это не так. Другие факты говорят о том, что эти понятия есть, но имеют несколько другое значение.
С понятием сохранения, как и с другими операциями, очень тесно связано понятие обратимости(Это свойство заключается в том, что человек может вернуться к началу мыслительного процесса). На дооперациональной стадии обратимости еще нет, именно поэтому остальные операции еще не полностью развиты. У детей дошкольного возраста обратимость поднимается на уровень операций, но только в случае с предметными действиями.
Об умственном развитии детей дошкольного возраста писали и отечественные ученые, такие как Л. С. Выготский, А.Н. Леонтьев и др.
В дошкольном детстве появляются принципиально новые достижения. Еще в раннем детстве начинают закладываться основы мышления. Когда ребенок решает задачи, где нужно установить связи между предметами, он постепенно использует образы, переходит от внешних ориентировочных действий к мыслительным. То есть наглядно – образное мышление развивается из сложившегося наглядно – действенного мышления. Ребенок уже может обобщать, делая эти обобщения на основе своего опыта, и привязывают это к слову. Знаковая функция сознания также формируется в конце раннего возраста. В это время дети используют предметы в качестве знаков, как заместители других предметов.
В дошкольном возрасте все усложняется, ребенок должен решать более сложные задачи, что требует выделения связей между объектами, действиями. Ребенок не просто использует действия, которые ему известны, он постоянно изменяет их, получает новые результаты. Это развивается в различной деятельности ребенка – выполнение заданий, конструирование, рисование, игра. Мышление развивается, поэтому ребенок может планировать свои действия.
Дошкольник начинает интенсивно познавать мир, он уже ставит перед собой познавательные задачи и решает их, ищет объяснения. Дети проводят «эксперименты», где познают явления, делают выводы.
Основным видом мышления детей дошкольного возраста является образное мышление. Еще в раннем детстве появляется его простейшая форма, когда дети решают задачи с помощью простых орудий. В начале дошкольного возраста ребенок может решить в уме задачи, которые приводят к достижению практического результата. Младший дошкольник такую задачу сможет решить с помощью наглядно – действенного мышления, ребенок среднего дошкольного возраста начинает переходить от внешних проб к умственным.
В процессе различных видов деятельности (конструирование, рисование, игра) развивается знаковая функция сознания. Ребенок научается строить наглядные пространственные модели, где имеются связи между вещами, которые объективно существуют. То есть ребенок учитывает эти связи при решении задач, но не создает их сам.
Дошкольный возраст сензитивен к обучению, которое опирается на образы. Условиям жизни дошкольника подходит образное мышление, так как именно на его основе решаются многие задачи и деятельность – игра, общение, рисование и т.д..
Таким образом, можно сделать вывод, что дети дошкольного возраста находятся на той ступени умственного развития, когда логические операции еще не сформировались, но происходит интенсивное развитие образного мышления, что позволяет детям правильно решать задачи на основе восприятия, но не логических процессов.
Есть что добавить? Жду комментарии и ❤️
Подписывайтесь на мой канал и ставьте лайк????
Вам один клик, а мне приятно ??
Всем спасибо за поддержку!