Поселок, в котором обитаю — место для меня новое и малоизученное, т. к. перебрался в него сравнительно недавно, проживаю здесь эпизодически.
От этого, наверное, какие-то моменты местного устройства бросаются в «незамыленные» глаза, вызывают интерес и удивление.
Например, моё внимание привлёк вот этот обелиск, стоящий прямо среди жилых домов поселения.
Судя по тексту на табличке, речь идёт о событиях столетней давности, относящихся к едва ли не самой страшной странице истории нашей страны.
Обелиск, понятное дело, был установлен еще во времена Советской власти, но, несмотря на тридцатилетие отсутствия оной, содержится в подобающем виде: свежеокрашен, опрятен и чист. Даже какие-то полинялые пластиковые цветочки присутствуют у его основания.
Не думаю, что в наше время это можно было бы отнести к проявлению любви народа к погибшим за коммунистическую идею. Скорее, на мой взгляд, просто хозяйская рачительность местной администрации: если есть памятник, то пусть будет и дальше. Если он стоит, то пусть имеет вид приличный.
Возможно, что это подкрепляется еще и прогрессивными и человеколюбивыми рассуждениями о бережном отношении к истории страны и малой родины, но лично мне они кажутся сомнительными. Всё-таки речь идёт о кровавых событиях, где убийцы и жертвы были с обеих сторон, а жестокость в действиях наших соотечественников сегодня уже вряд ли встретит понимание у потомков. При этом, ведь, обе стороны были искренне и истово уверены в том, что уничтожают друг друга во благо Родины и народа, её населяющего. Понятное дело, что не всего народа, а лучшей, правильной его части. Говоря современным политическим языком и используя слова иностранного происхождения (в данном случае «мову» «небратьев») ради счастья «свидомых» сограждан. Впрочем, и на большевистском было схожее слово: "сознательные".
А вот, что удалось мне отыскать в интернете про события, обелиском отмеченные:
«...11 ноября 1918 года в Алексеевке началось крупное кулацкое восстание. В 11 утра зажиточная часть общества собралась у своего сельсовета, где на обсуждении продовольственных вопросов пошла провокация против продотрядов. Несколько человек отделились от схода и пошли звонить в церковные колокола, после чего толпа разгромила здание продколлегии и дома продотрядовцев. Всех шестерых продотрядовцев растерзали, кроме того кулаки забили до смерти пойманных на улице коммунистов Никифорова и Гаранина. По другим данным в ходе мятежа помимо нескольких местных активистов было убито 19 рабочих продотряда, прибывших с Северной железной дороги, также в некоторых источниках указываются 15 погибших после пыток советских работников. Утром 12 ноября Алексеевку с боем заняли Московский, Саратовский и Карабулакский отряды красных под руководством Фортученко. 12 руководителей восстания были схвачены и расстреляны, всего было арестовано более 300 бунтовщиков. Пятеро погибших во время кулацко-эсеровского мятежа в Алексеевке коммунистов были похоронены в Базарном Карабулаке, на месте захоронения установлен памятник...» (И. Козловский, 2010 http://saratovregion.ucoz.ru/region/b-karabulakskiy/alekseevka.htm )
Интересная статья. В ней, кстати, и остальная история этого самого села Алексеевка, со времен его основания и до современности. Рекомендую.
Ну, а я для себя из статейного текста уяснил, что крепкое такое село было, зажиточное. Развиты в нем были и ремесленные производства, и мельницы крутились жерновами, и церкви колоколами звенели, и всяческая торговля процветала. А еще были в нем различные школы, образовательные курсы и даже училища. И всё это присутствовало в жизни села ещё до революции, без колхозов и Советской власти.
Ну, видимо, было что терять зажиточным селянам, когда к ним пришли с продразверсткой. От того и за оружие взялись. Вот, хлебушко свой защищаючи и бунт несогласный учинили.
Ну, как в статье и пишется, поплатились жизнями за это. Им-то памятник история не сохранила, нет. Да и не было его, памятника-то этого. Наверняка.
И, вот, странновато мне как-то становится от мысли, что многие крепкие да хваткие мужики, которые жили и трудились в нашей стране сто лет назад, в какой-то момент не выдерживали, брались за топоры и обрезы, отказываясь идти в колхозы. А их «потомки» всё никак не наплачутся, что нет работы и применения им, несчастным, на селе нынче, потому как «колхозы развалили, работать негде».
Это, стало быть, деды без трактаров и айфонов, могли обеспечить собственным трудом достойную жизнь своих семей, сопротивлялись и восставали против того, чтобы их лишали собственности да на колхозную цепь сажали. А внуки тоскливо скулят, раздавливая очередную поллитровочку, слёзно горюя по цепи и миске с костью обглоданной. Это как так? Или, может, они не взаправду, а токмо заради самооправдания?
Но я человек пришлый, городской, многого не понимаю, наверное.
Но что точно понимаю и чего осознанно не хочу, так это того, чтобы современные «шариковы» снова пришли к власти, а завистливые алкаши и бездельники ринулись разорять зажиточных соседей. И сильно опасаюсь того, что как бы земля наша вновь не покрылась новыми «памятниками истории» в виде монументов жертвам и героям еще одной гражданской войны. К сожалению, наши границы оказались прозрачны не только для вируса ковидного, но и заразы «майданной» (а украинский/армянский/грузинский/киргизский и пр. примеры не для всех стали "вакционой"). Всё так же, как и сто лет назад, современных «ильичей» всё те же немцы присылают в страну, а прекраснодушная интеллигенция всё так же приветственно подбрасывает чепчики в фейсбуках, да и толпа всё так же легко манипулируется провокаторами.
Тревожно.