Умственное развитие ребенка и основные психические процессы.
В первую очередь давайте определим, что такое умственное развитие.
Умственное развитие (определение из краткого психологического словаря) - совокупность знаний, умений и сформировавшихся при их усвоении умственных действий; свободное оперирование ими в процессах мышления, обеспечивающих усвоение в определенном объеме новых знаний и умений. Из данного определения можно выделить то, что умственное развитие – количественное накопление знаний. Таким образом, умственное развитие – это процесс сменяющих друг друга стадий, в которых происходят качественные и количественные изменения в когнитивных характеристиках ребенка.
Развитие ребенка – это сложный процесс, он делится на стадии. В каждой из этих стадий доминирует свой психический процесс. Умственное развитие не является самостоятельным процессом, оно неразрывно связано с другими психическими процессами ребенка. В первые два года жизни ребенка, его поведение является показателем умственного развития. Ж. Пиаже в своей классификации выделяет сенсомоторный период – первый период в умственном развитии ребенка. В данном периоде именно движения (имеется в виду не вербальные рассуждения, а поведение) определяют уровень умственного развития.
Для Женевской школы психологии становление интеллекта является стержневой линией в развитии детей, от нее зависят все другие психические процессы. В этой школе умственное развитие является стержневым и определяет то, как будут развиваться другие психические процессы, а не наоборот.
Кулагина И. Ю. также занималась вопросом умственного развития, поэтому в ее работах показано, как связаны между собой умственное развитие и другие психические процессы. Она провела эту связь на примере дошкольного возраста.
Она считает, что появление у дошкольника устойчивых образных представлений, связано с развитием памяти, как следствие, способность к рассуждению – обобщениям, ассоциациям, которая появляется в дошкольном детстве. Восприятие и другие психические процессы, функции выходят на ступень выше благодаря умственному развитию.
Так как появляются устойчивые образные представления, дифференцируются эмоциональные и перцептивные процессы.
Другим процессом, который влияет на другие, в том числе и на умственное развитие является речь. В дошкольном возрасте ребенок начинает называть качества, признаки и состояния предметов, а также отношения между ними. Тем самым он отделяет данные объекты от других, выделяет их свойства, определяет связи, состояния и действия, понимает и видит отношения, которые существуют между ними. Деятельность ребенка усложняется, так как к развитию речи предъявляются все более высокие требования.
Речь как процесс развивается в двух направлениях. Первое – речь становится орудием мышления, основой того, что перестраиваются все психические процессы, второе – происходит совершенствование практическое употребление речи, так как ребенок общается с другими людьми. Очень важное значение для овладение грамотой ребенком имеет то, что он начинает не только активно пользоваться речью, но и при определенных условиях воспитания, осознавать строение речи.
В дошкольном возрасте на умственное развитие оказывает влияние и мотивационная сфера. В дошкольном детстве побуждения перестраиваются, они соединяются с представлениями ребенка. Если сначала существовали мотивы, желания, которые были направлены на предметы той ситуации, которая воспринимается, то теперь происходит переход к мотивам, связанным с предметами, находящимися в «идеальном» плане, то есть с представляемыми предметами, что является шагом в умственном развитии на ступень выше. Действия ребенка начинают строиться на результате, который он хочет достичь, а также на основе представлений о предмете, но действия не связаны уже непосредственно с привлекательным предметом.
Можно сделать вывод, что на умственное развития оказывают влияние такие процессы как восприятие, память, речь. Мышление нераздельно связано с другими психическими процессами ребенка. Развитие ребенка происходит посредством поэтапного развития всех психических процессов, поэтому нельзя выделить один из них как основной.
Есть что добавить? Жду комментарии и ❤️
Подписывайтесь на мой канал и ставьте лайк????
Вам один клик, а мне приятно ??
Всем спасибо за поддержку!