О том как географическое образование идёт вразрез с современными запросами
Я решил поступить на географический факультет не потому, что хотел стать географом, а потому что география была одним из тех предметов, по которому у меня были хорошие оценки. Равно как по экологии и истории, типичный гуманитарий. Какие-то цели и планы на обучение в университете появились позже, но прежде...
На первом курсе на всех нас обрушился большой поток информации. Сложно приходилось и бывшим школьным отличникам, уже нельзя было просто сделать д/з после уроков и пойти гулять. Первые полтора года обучения мы просто набивали себя географической информацией в самом её размытом виде. В том плане, что нам преподавали всё. Помимо сугубо географических дисциплин была физика с основами геофизики и химия с основами геохимии. Вели эти предметы преподаватели соответствующих факультетов и были они до жути принципиальными, ведь именно вокруг их предметов всё завязано. Даже если в итоге ты выберешь на кафедру политической географии и геополитики.
Практика была соответствующая. Ни в коем случае её нельзя было пропустить! И это правильно. Но только когда на практике занимаются практикой, а не поглощают взятое с собой винишко. От практики по ненужным мне предметам я всё-таки откосил, работал. И да, под конец первого курса у меня уже появилось сырое понимание того, что мне нужно, интересовала меня экономическая и социальная география. Пропущенную практику всё-таки пришлось отрабатывать, поэтому в начале второго курса я со своим таким же товарищем в выходные дни рыл яму, чтобы описать почвенные профили.
Во втором полугодии второго курса стало немного интереснее, мы распределились по кафедрам. Профильные предметы мне нравились: небольшая группа студентов, диалоги с преподавателем, концентрат полезной информации по дисциплине. Некоторые профильные предметы моей кафедры включили в программу потока и я наблюдал, как приуныли физгеографы, которым все эти геополитические школы, электоральная география, особенности административно-территориального деления стран и мировое хозяйство были до лампы. Я их понимал, ведь мне тоже были до лампы почвоведение, ландшафтоведение, геоморфология и метеорология.
Непедагогичная педагогика
Дальше в нашем обучении появилась капля общей практики. Педагогика и геоинформатика. Два вектора применения знаний общей географии. В программе соотношение педагогики-дидактики и геоинформатики было примерно 80 на 20%. По педагогике были большие лекции и большие практики. Хоть в будущем я таки поработал учителем, интерес к педагогике я потерял на первых практических занятиях.
–Детям с самого детства надо давать возможность самоопределяться, самим решать, какими им быть, – рассказывала преподаватель практического занятия по педагогике.
Тяну руку и обращаюсь к преподавателю, пытаясь на ходу сформулировать вопрос:
–А разве ребёнок по умолчанию не впитывает то, что видит вокруг? Ведь он ещё не может чётко осознавать, что хорошо, а что плохо. Ребёнок видит, ребёнок повторяет, нет?
–Я вам говорю, что надо дать ребёнку право самому решать, каким быть! Исключить всякие примеры! – её тон начал повышаться.
–Я ни в коем случае ничего не хочу утверждать, я просто хочу понять, как это сработает. Как можно оградить ребёнка от примеров? Не в изоляторе же его закрыть? Дети ведь не спрашивают разрешения, чтобы повторять глупости, которые они могли увидеть только у взрослых.
–Ха, вы вообще слышите, что я вам говорю?!
–Вы нормально ответить можете, я ведь спокойно пытаюсь разобраться в этом.
–Ха, пф!...
В этот момент я решил покинуть занятие. Каким бы ни был вопрос студента, преподавателю не следует отвечать на него так. Вероятно в свои студенческие годы она пропускала лекции по педагогике.
Призрачная геоинформатика
Занятия по основам ГИС проходили один или два раза в неделю. Их ставили четвёртой или пятой парой, нередко после «окна». Немногие выжившие, которые дошли до этой пары, первые три недели разбирались, что такое ГИС и как крякнуть ArcView.
Поскольку преподаватель и сам любил иногда не явиться на занятие, не самые прилежные студенты решили и вовсе не посещать занятия по геоинформатике. Другая часть студентов так ничего и не поняла. Отрисовав по космоснимку несколько дорог и зданий, студенты уходили, держа в голове один вопрос: «Разве не проще эти линии и квадратики на том же снимке через Paint нарисовать?»
С одной стороны, это мы, студенты, виноваты. У нас не было особого желания понимать, что за зверь такой этот ArcView с какими-то шейп-файлами. Все уже привыкли, что практика для географа – это копание почвенных профилей, вклеивание цветочков в тетрадь, описание производств, рисование контурных карт и разработка план-конспектов для уроков. Но с другой стороны, кому как не преподавателю рассказывать студентам о том, с чем придётся столкнуться географам в их работе за стенами университета, о современных методах работы в сфере гео?
Обучение в вузе – это самообразование. Но задача вуза показать молодняку спектр научных направлений и методов работы по этим направлениям. А по окончании короткого курса основ ГИС преподаватель заявил на следующее: «Ребят, кто хочет тройки, давайте зачётки. Кто хочет выше оценку, ответите мне на пару вопросов». Большинство дали зачётку. Решили поговорить лишь те, у кого маниакальная страсть к пятёркам, им эти ГИСы тоже не были нужны тогда, а вопросы преподавателя – не более чем показуха, что вот, мол, эти студенты за дело пятёрку получили.
Я тогда был всецело поглощён профильными предметами соцэкономгеографии и не разглядел того, что геоинформатику нужно включить в список приоритетных направлений в качестве инструментария современного географа.
Прозрение
Понимание того, что ГИС – это что-то большее, чем Paint, и перспективное пришло уже в магистратуре. Первые полтора месяца магистратуры я со своими товарищами по предложению руководства факультета работал учителем в одной из школ. Но параллельно я уже вовсю самостоятельно изучал геоинформатику и склепал солидное портфолио.
В магистратуре был смежный с геоинформатикой предмет, но за компьютерами мы уже не сидели. Преподаватель был тесно связан с одной местной компанией, которая активно работала в ГИС. Прежде он неоднократно говорил о возможности пристроить туда студентов. Там действительно работали выпускники прошлых курсов. Я начал штурмовать преподавателя, с его стороны были «завтраки», и я ждал достаточно долго, регулярно напоминая о себе. Даже однажды дерзнул и сам отправил резюме в эту компанию.
Прошло около трёх месяцев и я понял, что больше нельзя сидеть без работы. Подвернулся удачный вариант, не связанный с географией. Геоинформатику я несколько раз откладывал в долгий ящик, поскольку не мог найти ей применение, кроме немногочисленных заказов карт для курсовых и дипломных. В один из таких периодов, когда я уже почти полгода проработал на новом месте, моих одногруппников летом отправили на практику в ту самую организацию. Я поначалу думал, не упустил ли свою жар-птицу, ведь лучшим практикантам обещали трудоустройство. Единственное место, где я в полной мере мог бы себя реализовать, была та самая компания. Но других студентов тоже начали кормить «завтраками» о расширении штата, которое уже вот-вот произойдёт. Но студентам сегодня нужен дошик, а не завтра, и все разбежались по новым работам.
Позже я общался с сотрудником компании и он объяснил, что сейчас уже владения ГИС недостаточно, нужен опыт в землеустройстве. Как раньше пристраивал туда студентов преподаватель для меня осталось загадкой.
Кто ты, географ?
В отличие от преподавателей начальных курсов, преподаватели магистратуры не были столь принципиальными и понимали, что студент не учёбу совмещает с работой, а работу с учёбой. Обучение на общем геофаке подводит к выводу о том, что важнее знать как качается маятник, когда в него из пневматики стреляешь (из практики по физике), чем работа в каких-то там ГИСах. Важнее научиться тушью карты рисовать и контуры стран карандашом выводить, чем сделать всё это на компьютере качественнее и быстрее.
Человек с общим географическим образованием сегодня работает в сфере образования, на госслужбе, не связанной с гео, кому-то всё-таки удалось пробиться в землеустройство, что является хорошим началом карьеры. Места для работы есть, но сам по себе фактор «географичности» размыт. Понимание того, чем займётся выпускник юрфака или медакадемии, есть, чего нельзя сказать о выпускнике общего геофака, специализация которого в дипломе так и указана «География».
Вопрос неопределённости географии в современном мире поднимал Николай Багров, бывший долгое время ректором Крымского федерального университета, тоже географ. В своей книге «География в информационном мире» он писал, что ГИС-специалисты – это передовой отряд географии. ГИС – это то, что поможет географии найти свою нишу в мире, который всё больше уходит в digital. Эпоха Великих географических открытий прошла, как и прошло время разведки огромных просторов Сибири и Дальнего Востока. Вся поверхность Земли отснята из космоса и оцифрована на компьютерах, созданы 3D-модели городов.
В более приземлённом разрезе геотехнологии сегодня направлены на повышение уровня удобств: Яндекс и Гугл карты, навигаторы, геопозиция на фото, погода, отслеживание положения авиа- и морских судов и т.д. В более широком смысле можно говорить об инвайронментологии – науке об окружающей среде и месте в ней человека.
Это современный запрос. География не переживает кризис, напротив, она внедряется во все сферы жизни общества. Часто геооттенок носят успешные фильмы на военную или экологическую тематику и компьютерные игры с географическим содержанием.
Кризис переживает курс обучения на классических геофаках, который разделён на соцэкономов, физгеографов, туристов и экологов. О теоретизации географии говорили и некоторые из моих преподавателей. Но даже если выпускник захочет пойти работать в школу, ему надо знать, к чему готовить учеников. Кафедра картографии и геоинформатики СПбГУ или кафедра геоинформатики КубГУ выпускает больше географов-специалистов, которые будут работать в своей сфере, чем общий классический геофак, выпускники которого специалисты «во всём и ни в чём». В меньшей степени это касается туристов и экологов, в большей – соцэкономов и физгеографов.
Не нужны эти огромные теоретические пласты всевозможных географических дисциплин в том количестве, в котором они даются. Уже в самом начале обучения надо показывать студентам инструменты работы с геоданными, держать их в тренде развития географии, и параллельно давать теорию. Тогда обучающиеся с первых дней начнут понимать, что они могут с этой теорией делать.
Я закончил университет в 2018 году. Не так давно. Но на практических занятиях по картографии мы рисовали наши карты тушью, карандашами, с использованием линеек. А ведь это учебное время можно было потратить на освоение современных инструментов. Эти потерявшие актуальность методы вместе с теоретизацией отдаляют географию и её студентов от приземлённых, но при этом более важных задач, лишают географию её места в современном мире.