Каждый из нас задается вопросами: «С какого возраста начинать? По какой программе? Доверить это дело специалистам или пытаться самим? » И ещё множество других вопросов. Таких детей, которые сами подойдут к нам с книжкой и попросят научить их читать, единицы на миллион. А учить придется всех. Во-первых, потому что это интересно, во-вторых, потому что это нужно.
Ведь современный человек — это грамотный человек. Но это мы, родители так считаем, а ребенок искренне убежден, что его жизнь всегда будет состоять из мультиков, игр и развлечений. А книги — это уже что-то из взрослой жизни. И наша задача заключается в том, чтобы привить ЛЮБОВЬ к чтению. Показать, насколько это интересно, увлекательно и выгодно — уметь читать. Ведь в крайнем случае, из-под палки его принудят читать в школе.
Сейчас существует множество методик обучения чтению. И многие родители с восторгом делятся видимыми результатами труда педагогов. Но не у всех родителей есть возможность водить ребенка на такие занятия несколько раз в неделю. Особенно если мама — работающий человек. Я учила дочь сама. Ходила на лекции для родителей, где мне давали рекомендации и практические советы по этой теме.
Итак, с какого возраста начинать учить? Здесь очень важно, чтобы родители в обязательном порядке читали вслух ребенку с самого рождения (ну хотя бы с годика).
Пусть это будет только сказка на ночь — но регулярно. И лучше маме ложиться рядом с ребенком, чтобы он видел буквы и картинки. С 4-5 лет можно начать показывать буквы для запоминания.
Это твоя буква С — Саша.
Это моя буква М — мама.
Можно предложить написать эти буквы, «нарисовать», как говорят дети. Определить, на что эта буква похожа, и дорисовать. Мама рисует свой вариант, ребенок — свой. И при этом, запоминает. Разумеется, не с первого раза, а примерно с 20-30. . .
Немного помогают прописи, которые продаются в книжных магазинах для каждого возраста.
С ними легче, ничего самой не надо придумывать. И дети, в основном, любят выполнять задания из этих книжечек и тетрадок.
Как правило, в течение года любой, даже самый ленивый ребенок, может выучить все буквы. Главное, чтобы родитель не ленился. Вот тут и начинаются трудности. Читать наше дитя не хочет! Воспринимает чтение, как наказание, как мучение, как тяжкую повинность. И это целиком наша, родительская, вина. Как часто в нашем доме звучат такие фразы-ультиматумы: «Пока не почитаешь, мультики смотреть не будешь» или «Когда почитаешь, гулять»? Вот и результат. . . Что же делать в этом случае?
Во-первых, «не бежать впереди паровоза». Как часто мы слышим от знакомых: «А мой-то уже читает в 5 лет, а твоя? » И мы набрасываемся на бедного ребенка с удвоенной силой, ставя в пример других детей, оскорбляя собственного. А он ещё маленький. . . не созрел. И всего-то нужно подождать полгода-год.
Во-вторых, предлагайте ребенку самому выбирать книгу. Уж если ему придется «напрягаться», так хотя бы с тем, что интересно. Здесь будет полезно учесть его пристрастия и приобрести пару книг с его любимыми героями.
В-третьих, не требуйте от ребенка выводов после прочтения книги. «О чем она? Чему учит? » не всегда важно, особенно, когда ребенок только учится.
В-четвертых, и это самое главное, не стоит заставлять читать насильно! Ни к чему хорошему это не приведет. Лучше рассказать, о чем книга, показать картинки, обсудить их, заинтриговать. . .
И самим в присутствии ребенка читать почаще. Иначе, как он поверит, что книга — это интересно, если мама и папа все вечера проводят у телевизора и за компьютером?
Родителям предстоит серьезно поработать, если они хотят все сделать правильно и привить детям любовь и интерес к чтению. Иногда, кроме времени, потребуется и вся наша фантазия, и даже предварительная подготовка. Что больше всего любят дети? Конечно играть.
Так почему бы не включить в игру обучающие элементы?
Например, можно взять за основу любую настольную игру-бродилку. Немного изменить правила. Вместо клетки «пропусти ход» использовать «ответь на вопрос с карточки». На одной стороне карточки написан вопрос, на другой – ответ. Вопросы могут быть самыми разными. Главное, чтобы они соответствовали возрасту и интересам ребенка. «Орехи» на дубе ------------- Жёлуди
Страшный разбойник ------- Бармалей
Сколько человек тянули репку? ----Три
Назови свою страну ----------- Россия
Назови летние месяцы----Июнь, июль, август
Ещё можно играть в игру «Клад». Спрятать игрушку или сладость. Написать на 3х-4х листочках указания, куда нужно идти дальше.
На последнем написать, где спрятан «клад». Разложить в разных местах дома. Соблюдая последовательность и верно прочитав текст, ребенок в конце игры найдет свой сюрприз.
Написав на листке блюда и продукты, имеющиеся в доме, можно поиграть с ребенком в «Меню». Ведь все равно мы спрашиваем его по 10 раз в день «Что ты будешь кушать? ». Пусть ребенок прочитает и выберет сам то, что ему по душе.
Так же он может выступить в роли официанта, и предложить что-нибудь папе, зачитав весь список.
Кроме домашних игр, много идей нам дает улица. Ценники в магазинах, вывески на улице, реклама в автобусах не будут восприниматься ребенком как трудное и нудное занятие. Поэтому и прочтет он их охотнее. И результат будет лучше, и нервы будут в порядке, и настроение не испортится.
Научившись читать без давления и принуждения, увидев в этом пользу для себя, ребенок непременно «втянется» в процесс. И рано или поздно сам, без наших просьб и ухищрений, возьмет в руки книгу.