Найти в Дзене

Какое наказание грозит ворующим топливо водителям топливозаправщиков и АЗС

Оглавление
Сколько простоит АЗС без охраны?
Сколько простоит АЗС без охраны?

Из-за хищения топлива несут убытки предприятия, связанные с закупкой горючего оптом. Потери владельцев бизнеса достигают до 40% от стоимости закупки, о чем свидетельствует статистика уголовных дел.

Некоторые недобросовестные водители считают воровство топлива обычным «приработком». Однажды выбрав такой нечестный способ, вороватый сотрудник уже не остановится, пока его не схватят за руку. Размер украденного подсчитают следователи, а суд вынесет строгий вердикт.

Признаки состава преступления

Хищение топлива бывает двух видов – непосредственное тайное завладение чужим имуществом или в виде растраты. Под последнее определение попадает нецелевое использование работником вверенных ему материальных ценностей с целью извлечения личной выгоды.

Действие квалифицируется как преступление, если доказан хотя бы один из нижеуказанных признаков:

  • стоимость украденного топлива составляет более 1000 рублей;
  • хищение имущества соответствует определению понятия растрата;
  • незаконное присвоение средств связано с обманом, мошенничеством;
  • при хищении было незаконное проникновение на объект, территорию;
  • присвоение чужих средств совершено по предварительному сговору группой лиц.

Несмотря на риски быть пойманными, некоторым работникам жадность затмевает разум. Водителям прекрасно известно, что тайное хищение топлива считается наказуемым преступлением, но они сознательно выбирают этот путь. Поэтому владельцу бизнеса следует твердо пресекать все попытки хищений.

Схемы прямого хищения

Классикой жанра давно стал примитивный слив солярки, бензина, дизтоплива в канистру или другую емкость через шланг. Такой способ возможен на тех предприятиях, где ослаблен контроль. Благодатная почва для преступников бывает в крупных компаниях с большим штатом работников.

Резонансные уголовные дела периодически демонстрируют сговор водителей с должностными лицами. Топливо сливается в дороге по пути на базу или в гараже. В запломбированной емкости не так просто слить бензин. Более «продвинутые» методы кражи горючего при доставке может быть скрытая емкость в цистерне бензовоза:

Металлический карман приваривают к бочке с топливом изнутри. Покупатель проверяет наполненность цистерны до слива и после. Погрешность приборов позволяет скрывать оставшуюся часть бензина. Получив таким образом «избыток» до 500-1000 литров, перевозчик забирает его для перепродажи.

В этом топливозаправщике тайный карман был приварен к задней стенке резервуара. Шов проходил по белой линии.
В этом топливозаправщике тайный карман был приварен к задней стенке резервуара. Шов проходил по белой линии.

Мягкие надувные емкости, пригодные для токсичной среды, прикрепляют к стенкам внутренних перегородок в цистерне. При наливе горючего внутреннее пространство наполняется полностью, так как емкости сдуты. По пути к заказчику водитель накачивает их компрессором, повышая уровень бензина в горловине. Часть топлива сливается с понижением общего уровня до нужной отметки.

До сих пор в объявлениях можно наткнутся на "заряженные "бензовозы. В открытую не пишут, но дают понять что есть механизмы которые позволят недоливать.
До сих пор в объявлениях можно наткнутся на "заряженные "бензовозы. В открытую не пишут, но дают понять что есть механизмы которые позволят недоливать.

Иногда водители пытаются безнаказанно слить топливо из бака автомобиля, стоящего под наклоном. Или без особых ухищрений разбавляют содержимое водой.

Перевозчик легко обманет невнимательного приемщика обнулив большие цифры счетчика слива. Во избежание воровства топлива жуликоватыми водителями, представителю заказчика необходимо записывать или фотографировать показания общего литража. Не стоит отходить от приборов в момент приемки топлива.

Технологичное воровство

Инженеры изобретают новые технологии контроля для предотвращения хищений бензина, дизтоплива из бака машины наемными работниками. Но особо пытливые умы пытаются обойти контрольные приборы. Самым грубым образом выводятся из строя датчики, на них подают высокое напряжение или обливают кипятком.

В современных системах слежения технически подкованные мошенники вносят изменения в программы. Профессионалы подавляют функции или незаметно отключают весь комплекс в дороге. Любители накрывают алюминиевой кастрюлей или куском фольги передатчик, отслеживающий маршрут, подавляя сигналы.

Махинации при заправке машины

Некоторые компании выдают водителям под отчет деньги на топливо. По фиктивным чекам, приобретенным в определенных местах или у работников АЗС, они отчитываются перед бухгалтерией об якобы произведенных заправках. Где-то автотранспортные предприятия даже используют устаревшую практику выдачи талонов. Водители при желании могут обналичить эти купоны у своих «клиентов».

Сговор с оператором АЗС позволяет обходить современные электронные расчетные средства оплаты с помощью топливных карт. Заливая в бак меньшую порцию, например, 150 литров вместо положенных 250, водитель с оператором делят разницу по списанным с карты средствам.

Особенно ощутимые убытки  от воровства топлива несут на предприятиях, осуществляющие международные перевозки. «Находчивые» дальнобойщики заправляются за свои деньги перед границей, а средства с топливной карты делят с «клиентами» в Евросоюзе. Такой «бизнес» приносит незаконную премию, которая иногда равна половине зарплаты шофера.

Сговор с заправщиком

Мошенничество такого рода расцветает пышным цветом на слабо контролируемых закрытых объектах. Водители спецтехники на стройплощадках, карьерах, шахтах, месторождениях заправляют транспортные средства прямо из бензовоза.  Стороны обходятся без топливных карт и наличных денег, подтверждая заправку своими подписями в ведомости.

Криминальный сговор приводит к недоливу солярки, дизтоплива, бензина, как и в случае с АЗС. Например, детальная проверка расхода топлива на бульдозер в одной из строительных компаний Москвы выявила завышение нормы потребления почти вдвое. Что приводило к хищению до 14 литров дизтоплива в день. Потери только на одном бульдозере составили более 50 тысяч литров в год.

На крупных объектах за неделю преступники могут украсть целую цистерну. Деньги от реализации делят между заправщиком и водителями. Бороться с махинациями следует при помощи системного мониторинга, датчиков расхода и уровня топлива. При поломке приборов контроля необходимо вычитать их стоимость из зарплаты водителя.

Наказание за хищение топлива

Уголовная ответственность предусмотрена за нанесение значительного ущерба статьей 158 УК РФ. При малозначительной краже топлива вора ждет статья 7.27 КоАП РФ.  Неразборчивым в средствах водителей топливозаправщиков грозит следующая расплата:

  • штраф 120 000 рублей;
  • оплата дохода за 1 год;
  • лишение свободы на 2 года;
  • исправительные работы 240 часов.

В некоторых случаях суд может назначить водителю исправительные работы до полугода. При хищении в особо крупных размерах группой лиц возможно наказание тюремным сроком до 10 лет.

Мелкие хищения топлива водителями в сумме от 1000 до 2500 рублей наказываются штрафом в размере до пятикратного ущерба, но не менее 3000 рублей. Законом предусмотрены для мелких расхитителей обязательные работы до 120 часов или арест на 10-15 суток.

Руководитель предприятия может самостоятельно наказать водителя без привлечения следственных органов. При этом пойманный на краже водитель при внутренней проверке в организации должен признать свою вину и добровольно согласиться с мерой наказания.

Обман собственников авто

Недолив бензина и дизтоплива случается и на автозаправке. Водители иногда сталкиваются с такой проблемой как на мелких, так и на крупных АЗС. В арсенале сотрудников заправочных станций есть уловки с программой и воровство сотрудников. Рассеянным клиентам отказывают в сдаче, обещая долить топливо на всю сумму и «забывая» увеличить объем.

Эффективно помогает обманывать клиентов скручивание шланга. После заправки в месте сгиба топливо не вытекает, остается сотрудникам АЗС. Недолив практикуется после срабатывания отсекающего клапана. Щелчок сигнализирует о полном заполнении бака. На самом деле остается около 0,5 л еще в шланге и пистолете.

Компьютерные программы могут быть специально настроены на недолив. Отследить такой обман «на глаз» нереально. Потому что в обмане задействовано кассовое оборудование и счетчики на заправочной колонке. У водителя создается иллюзия полного соответствия залитого объема бензина уплаченной сумме.

Кому жаловаться при обмане

Автолюбитель, заподозривший недолив в бак топлива на автозаправке, может инициировать проверку данной станции. Для этого достаточно подать заявление в Роспотребнадзор с приложением кассового чека. Запись видеокамеры на АЗС подтвердит правомерные требования клиента. Неплохо заручиться номерами телефонов свидетелей инцидента, находящихся в момент заправки рядом.

Уверенному в своей правоте водителю можно сразу позвонить в Роспотребнадзор с заявлением о недоливе. Еще нужно составить акт или претензию в 2-х экземплярах, поставить подпись о получении сотрудника станции или 2-х свидетелей об отказе в приемке.  Один экземпляр оставить в АЗС, а копию письменное заявление отправить затем почтой в адрес контролирующей организации.

Сотрудники заправки обязаны предоставить жалобную книгу по первому требованию клиента. Необходимо оставить в ней запись с изложением сути претензий и своих данных для связи. Законом допускается погрешность в 25 мл с 10 литров бензина.

Минимальная сумма штрафа за недолив топлива для нарушителей автозаправщиков с 1 января 2021 года составляет 500 000 рублей. При обмане нечистым на руку предпринимателям грозит максимальный штраф в сумме 1% от выручки предыдущего года.

Виктор Тарасенков МосОйл