Женщины занимали немаловажное место в музыкальной культуре на протяжении всей истории человечества. В древних цивилизациях, например в Древнем Египте, они активно участвовали в музыкальной жизни, исполняя религиозные гимны и танцы.
В эпоху возрождения талантливые женщины, такие как Маддалена Казула, были узнаваемыми композиторами и музыкантами, в то время как другие, например Франческа Каччини, стали известными оперными певицами.
В эпоху барокко женщины становились известными музыкантами и певцами при королевском дворе. Одной из самых известных была Барбара Строцци, известная не только своим исполнительским искусством, но и как композитор.
В XIX веке женщины-композиторы, такие как Клара Шуман и Фанни Мендельсон, внесли значительный вклад в развитие музыкальной культуры. Несмотря на гендерные предрассудки и дискриминацию, они добились признания и почёта в мире классической музыки. Об этих и других женщинах-музыкантах XIX века мы более подробно писали в статье (ссылка).
В 20 веке женщины стали занимать всё более важные позиции в популярной музыке. От Билли Холидей и Эллы Фицджеральд в джазе до Ареты Франклин и Дианы Росс в ритм-н-блюзе и поп-музыке. Многие гитаристки стали настоящими легендами панк- и рок-музыки. Читайте нашу статью по ссылке.
В наши дни женщины-исполнители, например Бейонсе и Тейлор Свифт, полностью доминируют в чартах и имеют огромное влияние на мировую культуру.
Предлагаем вам погрузиться в историю прекрасной половины музыкальной культуры:
Хильдегарда Бингенская
Родилась в 1098 году в Германии
Она - одна из самых выдающихся композиторов в истории. Именно Хильдегарда стала первой, кто изменил музыкальный подход к традиционным религиозным песнопениям и создал то, что мы сегодня называем классической музыкой. Настоятельница-аббатиса бенедиктинского монастыря Рупертсберг, она также была и пророком, и мистиком, и медиком. Её посещали различные видения, которые сильно повлияли на её творчество. В честь Хильдегарды назван астероид Хильдегард, открытый в 1918 году.
Сёстры Гнесины
Евгения Фабиановна (1870–1940)
Елена Фабиановна (1874–1967)
Мария Фабиановна (1876–1918)
Елизавета Фабиановна (1879–1953)
Ольга Фабиановна (1881–1963)
Сёстры Гнесины родились в семье Фабиана Осиповича Гнесина, раввина Ростова-на-Дону, и Беллы Исаевны Флетзингер-Гнесиной. В их семье всегда звучала музыка. Сначала сёстры обучались у домашних учителей в Ростове, а затем продолжали своё образование в Московской консерватории. После окончания обучения девушки начали преподавать фортепиано и скрипку, и благодаря своему таланту в 1895 году старшие сёстры основали в Москве первое частное музыкальное училище, которое впоследствии стало Российской академией музыки имени Гнесиных.
Вероника Борисовна Дударова
Родилась в 1916 году в Баку
Первая женщина-дирижер в России. В 1939 году Вероника Борисовна Дударова поступила в Московскую консерваторию на факультет дирижирования. В то время профессия дирижера считалась исключительно мужской, и появление Дударовой было неожиданным для приёмной комиссии. На вопрос комиссии о том, почему она решила стать дирижёром, Вероника ответила: «Потому что я не помещаюсь на фортепиано. Я слышу музыку только симфонического оркестра».
В 1960-1989 годах Дударова была главным дирижёром и художественным руководителем Московского государственного симфонического оркестра, а в 1991-2009 годах - Симфонического оркестра России. Она вошла в Книгу рекордов Гиннесса как единственная женщина, которая более 50 лет возглавляла крупные симфонические оркестры.
Надя Буланже
Родилась в 1887 году в Париже
Жюльетт Надя Буланже́ родилась в музыкальной семье, в 10 лет поступила в Парижскую консерваторию, где обучалась фортепиано, композиции и дирижированию, а с 1918 года начала преподавать. Помимо плодотворного сочинительства и успешных мировых гастролей, Надя была поистине выдающимся педагогом и обучила таких знаменитых музыкантов, как Филипп Гласс, Мишель Легран, Астор Пьяцолла, Даниэль Баренбойм, Джордж Гершвин и многих многих других.
Кейко Абе
Родилась в 1937 году в Токио
Японский композитор, педагог и исполнительница на маримбе. В 1963 году совместно с компанией Yamaha разработала современную концертную маримбу. Японская корпорация увидела в исполнительнице оригинальные и чёткие представления о звучании и дизайне маримбы, а результатом этого сотрудничества стала пятиоктавная маримба, которая со временем стала стандартом для концертного исполнения. Кроме того, благодаря Абе-сан, маримба из ансамблевого инструмента превратилась в сольный. Инноватор и популяризатор, в 1960-х Абе-сан была ведущей собственного шоу на японском телевидении, в котором она обучала школьников игре на ксилофоне, а также автором радиошоу под названием "Доброе утро, Маримба". Кейко Абе по праву считается легендой и одним из величайших музыкантов за всю историю музыки. Она стала первой женщиной, введенной в Зал славы Общества ударных искусств в 1993 году.
Маргарита Константиновна Шапошникова
Родилась в 1940 году в Саратове
Советская и российская кларнетистка и саксофонистка, Народная артистка РФ, профессор Российской академии музыки имени Гнесиных, «мама российского саксофона». По инициативе Маргариты Шапошниковой в 1973 году класс саксофона (первый в стране!) был открыт в ГМПИ имени Гнесиных, где она работает и по сегодняшний день.
Виола Смит
Родилась в 1912 году в г. Маунт-Калвари
Урождённая Виола Шмитц начала свою карьеру в совсем юном возрасте, играя на барабанах в семейном ансамбле. В 1942 году Смит написала статью для журнала Down Beat под названием «Дайте шанс девушкам-музыкантам!» в которой утверждала, что женщины-музыканты могут играть так же хорошо, как и мужчины. И вся её жизнь только подтверждает этот тезис. Она была инноватором в конфигурации барабанных установок, обладала уникальным стилем, званием «самой быстрой барабанщицы», выступала на инаугурации президента США и активно концертировала вплоть до 106-летнего возраста.
Кэрол Кей
Родилась в 1935 году в г. Эверетт
Начала играть и преподавать игру на гитаре ещё в подростковом возрасте, и очень скоро начала выступать с джазовыми группами в Лос-Анджелесе. В 1957 году начала карьеру сессионной басистки с легендарными продюсерами, в частности, Филом Спектором и Брайаном Уилсоном. В 1970-х начала выпускать обучающие пособия по игре на электрическом басу. Кэрол – одна из самых «плодовитых» музыкантов в истории музыки, она приняла участие в 10 000 (!) звукозаписывающих сессиях. В одном из фрагментов интервью она отметила, что на пике своей карьеры зарабатывала больше денег, чем президент США. Вы могли слышать её легендарные соло в записях The Beach Boys, Фрэнка и Нэнси Синатры, Рэя Чарлза, Барбры Стрейзанд и в саундтреках к любимым голливудским фильмам.
Можно уверенно утверждать, что роль женщины в музыкальной культуре неоценима и многогранна. Они не только создают музыку и исполняют её, но и формируют музыкальные тенденции и направления, влияют на эстетические вкусы и предпочтения слушателей по всему миру. Важно признавать и поддерживать их роль в музыкальной культуре и создавать равные возможности для профессионального роста в этой области.