Этим человеком был Моисей, вождь и законодатель Израильского народа. Это случилось на горе Синай, где он получил знаменитые 10 заповедей и другие законы для жизни израильтян.
Причем это было уже второе восхождение на гору, после того, как израильтяне отпали от Бога, сделав себе золотого тельца. А Моисей разбивает первые, сотворенные Самим Богом скрижали с заповедями и вытесывает на этот раз самостоятельно новые.
И просит Бога идти вместе с израильтянами, а для него «показать славу Свою».
Вот как это описано в Библии:
«Моисей сказал: покажи мне славу Твою.
И сказал Господь: Я проведу пред тобою всю славу Мою, и провозглашу имя Иеговы пред тобою; и, кого помиловать, помилую, кого пожалеть, пожалею.
И потом сказал Он: лица Моего не можно тебе увидеть; потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых.
И сказал Господь: вот место у Меня: стань на этой скале;
Когда же будет проходить слава Моя, Я поставлю тебя в расселине скалы, и покрою тебя рукою Моею, доколе не пройду.
И когда сниму руку Мою, ты увидишь Меня сзади, а лице Мое не будет видимо…
И сошел Господь в облаке, и остановился там близ него, и провозгласил имя Иеговы.
И прошел Господь пред лицем его…» Исх. 33. 18-23, 34. 5-6.
В этом отрывке многое одновременно и устрашает, и вразумляет.
Во-первых, замечание Бога о том, что человек не может увидеть Его и остаться в живых.
Казалось бы – почему? Первый ответ – по причине своей греховности. Человек настолько пропитан тьмой, что если его приблизить к такому великому источнику света, каким является Бог, то тьма из него убежит, а от него самого мало что останется.
То же можно сказать и об энергетике. Человек просто не может выдержать присутствия такого источника энергии, каким является Бог. Если уж удар током или поражение молнией может его лишить жизни, то что говорить об энергетическом потенциале Бога. Человек рядом с Ним может просто рассыпаться на атомы.
Однако, Моисею, Бог все-таки явился – но давайте обратим внимание, при каких условиях.
Не Самого Бога увидел Моисей, а «Его славу». Суть Бога остается невидимой и не может быть увидима человеком никогда.
А «слава» - это видимое проявление благодати Божьей в этом мире. Для глаз – это сияние, а для души – это все то, как Бог проявляет себя в самой душе и в окружающем ее мире.
Собственно, то же можно сказать и о человеке. Его «суть» видима только Богу, мы же можем увидеть только его «славу» - внешнее проявление его сути.
Это может быть и внешняя красота, и его слова, и его поступки, и его произведения искусства, то есть все то, что и приносит человеку его «славу».
Только это и доступно нам для постижения, и только на основании этого мы можем судить о «сути» человека.
Следующий важный момент явления Бога Моисею – то, что Бог ставит его в расселине скалы и покрывает его «Своею рукою».
Это напоминает меры предосторожности, подобно тому, как солдат укрывается в окопе и прикрывает себя броневыми щитами и настилами от пуль и осколков.
Процесс внешнего богопознания опасен. Он может быть пронизан «пулями» гордыни и «осколками» прелести, то есть впадение в ложное самомнение.
«Познай самого себя» - вот настоящий путь богопознания, ибо, как сказал Иисус Христос, «Царство Небесное внутрь вас есть». Поэтому, углубляясь в себя, ты постепенно будешь познавать и Бога, ибо создан «по Его образу и подобию».
А просить Бога явиться «снаружи» - это все равно, что муравей попросил бы человека «явить славу свою». Что осталось бы человеку? Посадить муравья в какую-нибудь трещинку в пенечке и осторожно пронести над ним горящий факел…
И последний – и очень важный момент. Бог сказал Моисею: «ты увидишь Меня сзади». Что это может означать?
В аллегорическом смысле это может означать, что в текущих в настоящем времени событиях очень трудно рассмотреть действие «длани Божией», - она все больше представляется хаосом и нагромождением случайностей.
И только, что называется, «пост фактум», вглядываясь уже «сзади» в случившиеся с ним события, человек начинает осознавать, как Бог его вел и охранял в этом хаосе.
Да и что сам «хаос» далеко не всегда был хаосом, а стечением хорошо продуманных и заранее предопределенных жизненных обстоятельств.
Каждый сколько-нибудь глубокий человек, имеющий веру, может подтвердить вышесказанное.
И как же мы должны быть благодарны за все с нами произошедшее, ибо для верующего человека все, что с ним происходит, случается «к его благу». Только понимается это чаще всего уже потом.
Что ж, мы можем быть благодарны и Моисею. Он показал нам пример и образец того, как Бог является не только ему, но и каждому из нас.
Хватило бы нам только мудрости это увидеть.