«Гений и послушание – две вещи несовместимые». Зигмунд Фрейд.
« Историк, риторик, физик, механик, химик, минералог, художник и стихотворец ». ( А.С. Пушкин)
Михаил Ломоносов родился 19 ноября 1711 года в деревне Денисовка (ныне село Ломоносово) около села Холмогоры (Архангельской губернии) в зажиточной поморской семье.
От рано умершей матери Михаил перенял охоту к чтению, и в 14 лет уже умел хорошо читать и писать. Первыми учителями Ломоносова были русский крестьянин и сельский дьячок.
В конце 1730 года, будучи уже девятнадцати лет от роду, Михайло Ломоносов, присоединившись, к одному из обозов, направлявшихся с грузом мороженой рыбы в Москву, ушел в Москву. Учиться.
Сыну крестьянина дорога в учебные заведения была закрыта. И только скрыв своё происхождение, Ломоносов смог поступить в московскую Славяно-греко-латинскую академию.
«Несказанная бедность: имея один алтын в день жалования, нельзя было иметь на пропитание в день больше как на денежку хлеба и на денежку квасу. Таким образом жил я пять лет и наук не оставил.»
Успехи ученика-« переростка » были изрядны. Позже Ломоносов вспоминал: “Школьники, малые ребята, кричат и перстами указывают: смотрите-де, какой болван лет в двадцать пришёл латыни учиться”.
За первый год обучения Михайло выполнил программу трёх классов. И когда в 1735 году в академию пришло предписание отрядить учеников, « в науках достойных », для дальнейшего обучения в Петербурге, то среди двенадцати человек оказался и М. Ломоносов.
В первые дни пребывания в Петербурге Ломоносов и его товарищи поселились при самой Академии Наук, а в дальнейшем переехали на жительство в снятое Академией каменное здание. По отчётам о расходах за февраль—апрель 1736 года, затраченных на нужды студентов, можно представить их скромный быт в Петербурге. Для них были куплены простые деревянные кровати с тюфяками, по одному маленькому столу и стулу, на всех три платяных и три книжных шкафа. Им были выданы необходимые одежда, обувь, бельё и т. д. В Петербурге Михаил Васильевич пробыл только до осени.
В сентябре 1736 г. трое из них, в том числе Ломоносов, были отправлены Академией Наук в Германию в Марбургский университет, к «славному» в то время профессору Вольфу, известному немецкому философу. Ломоносов занимался под руководством Вольфа математикой, физикой и философией.
Сенат выделил1200 рублей на годичное содержание и обучение трех молодых людей Виноградова, Ломоносова и Райзера.
Вместе с похвальными отзывами о занятиях Михаила за границей, руководители его не раз писали о беспорядочной жизни, кутежах, долгах, что было следствием не только увлекающейся натуры Ломоносова, но и отвечали общему характеру тогдашней студенческой жизни.
Вольф, извещая Академию об этом печальном факте, присовокупляет: “Лучше всего будет, конечно, если они оставят университет и поступят к химику, потому что у него они не будут иметь той свободы, которой их в университете никак нельзя лишить”.
Академия последовала этому совету знаменитого профессора и решила перевести студентов во Фрейберг к Генкелю, который должен был обучать их металлургии и вообще горному делу.
После относительно независимой и свободной университетской жизни в Марбурге русские студенты попали в полное подчинение к строгому и педантичному Й. Ф. Генкелю. Обучение Генкель начал с занятий минералогией и металлургией. Преподавание строилось в основном на практических занятиях: посещение рудников и металлургических заводов сопровождалось объяснениями производственных процессов.
В 1740 году в Марбурге, он женился на Елизавете Цильх дочери умершего члена городской думы.
В 1741 году Михаил Ломоносов вернулся на родину. Несмотря на оды, переводы сочинений иностранцев-академиков, студент Ломоносов не получил ни места, ни жалованья. Только с восшествием на престол Елизаветы Петровны, в январе 1742 года, Ломоносов был определен в Академию адъюнктом физики.
В 1745 году Михаил Ломоносов подает прошении об определении его профессором химии. Назначение в академию — профессором химии — совпало с приездом его жены из-за границы. Через четыре года у них родилась дочь Елена. С этого времени начинается достаточно обеспеченная и спокойная жизнь Ломоносова, расцветает его научная деятельность.
В 1748 году при Академии возникают Исторический Департамент и Историческое Собрание, в заседаниях которого Ломоносов вскоре начинает вести борьбу
с Г. Ф. Миллером, обвиняя его в умышленном принижении в научных исследованиях русского народа. Ученые-иностранцы— «умышленно принижали в своих исследованиях и выводах роль русского народа». Они не верили в то, что российская молодежь может стать стержнем отечественной науки и ее опорой, не занимались активно обучением и подготовкой молодых ученых. Он добивается разрешения читать русским учащимся лекции на родном языке. Затем началась борьба за увеличение набора студентов из гимназии, за переводы на русский язык научных трудов...
Понимая, что без современной лаборатории исследованиями и педагогической деятельностью заниматься невозможно, он 6 лет обивал пороги кабинетов, доказывал, просил, требовал и, наконец, при поддержке немецкого математика
Л. Эйлера создал научную лабораторию. Она явилась первым подлинно научно-исследовательским учреждением в России. Основное оборудование лаборатории составляли плавильные, стекловаренные и перегонные печи. Именно печи Ломоносов называл «сильнейшим орудием химика».
Лаборатория состояла из трёх комнат. В самой большой из них находились лабораторные печи. Другая была предназначены для взвешивания материалов, составления растворов и изучения результатов опытов. Эта же комната являлась рабочим кабинетом Ломоносова и аудиторией для чтения лекций. Третья, самая маленькая комната использовалась в качестве склада для хранения сырых материалов, приборов и химической посуды.
Химия и физика были любимыми науками Ломоносова. В большей степени, чем кто-либо из его предшественников, Ломоносов воедино связал эти две области знания. Он обогатил их экспериментальными открытиями и глубокими теоретическими обобщениями. На основе своих физико-химических исследований русский учёный создавал единую материалистическую картину мира, разрабатывал атомно-кинетическую концепцию строения вещества, выявлял новые закономерности природы, установив всеобщий незыблемый закон природы — закон сохранения материи и движения.
В 1753 году российский ученый Георг Рихман, друг Ломаносова погиб при проведении электрических экспериментов. В России временно запретили исследования электричества.
Какое электричество? Кому нужна эта забава? В России и без того дел много. Да, много. Но Ломоносов понимал, что электричество — это будущее человечества, что Россия должна занять передовые позиции в науке и что деньги, вложенные в науку — это тоже будущее. Он и здесь победил! Опыты над электричеством продолжились, семье Г. Рихмана назначили пенсию.
Знакомство с математикой и механикой доставило ему наибольшее удовлетворение. К началу XV столетия обе науки достигли уже высокого совершенства. В отличие от других естественных наук они получили значительное развитие еще в древности.
В эпоху Ломоносова жизнь поставила перед этими древними науками новые задачи.
Ремесленные мастерские и мануфактуры все больше оснащались простейшими станками и машинами.
Постройка их требовала уже весьма глубокого знания механики твердых тел, а широкое использование в качестве двигателей водяных мельниц заставило заняться разработкой механики тел жидких.
Ко времени Ломоносова законы механики были выражены с помощью точных математических формул, и Михайло Васильевич никогда не уставал восхищаться безупречной точностью и стройностью этой науки.
В 1753, при помощи Шувалова, Ломоносову удается получить привилегию на основание фабрики мозаики и бисера и 211 душ, с землей, в Копорском уезде. В течение многих лет Л. разрабатывал технологию получения цветного стекла .
Цветные стекла использовались для создания мозаик, в развитие искусства которых Ломоносов внёс существенный вклад.
Он создал ряд мозаичных работ, которые, были высоко оценены российской Академией художеств, избравшей его в 1763 своим членом.
В апреле 1755 года в Москве был открыт университет. Ломоносова не упомянули на торжествах по этому случаю (благодарили императрицу). Но именно Ломоносов больше всех сделал для создания Московского университета.
Это он наметил, какие там должны быть факультеты и чему обучать на них. Он составил учебные программы.
Ломоносов предлагает принимать туда детей бедных горожан.
«В университете тот студент почтеннее, кто больше научился, а чей он сын, в том нужды нет».
Ни правительству, ни императрице подобный университет был ни к чему. Планы Ломоносова остались без внимания. В Академии ему тоже пытались мешать. Там говорили: «Да разве нам десять Ломоносовых надобно — и один нам в тягость».
В 1759 году М. Ломоносов занимался устройством гимназии и составлением устава для нее и университета при Академии, причем всеми силами отстаивал права низших сословий на образование и возражал на раздававшиеся голоса: «Куда с учеными людьми?». Ученые люди, по словам Ломоносов, нужны «для Сибири, горных дел, фабрик, сохранения народа, архитектуры, правосудия, исправления нравов, купечества, единства чистой веры, земледельства и предзнания погод, военного дела, хода севером и сообщения с ориентом».
«Народу русскому нужно быть грамотным. Если все научатся читать и писать,— Отечеству будет лишь польза». Ломоносов доказывал это и в стихах, и в разговорах с чиновниками, и в спорах с профессорами-иностранцами. В правительство он посылал много планов «о распространении наук».
М.В. Ломоносов выдвинул идею об электрической природе полярных сияний и свечения кометных хвостов. В 1762 году Ломоносов создал отражательный телескоп-рефлектор с наклонным зеркалом, дававшим яркое изображение объекта. Проводя астрономические наблюдения, Ломоносов обнаружил, что Венера сходна с нашей Землей, она имеет атмосферу, но более плотную, чем земная.
Ломоносов первым догадался, что поверхность Солнца представляет собой кипящую огненную массу.
Изобретательность помогала Ломоносову создавать приборы для ориентации по звездам при точном измерении времени. Он сам обучал моряков и штурманов. Изобрел даже "ночезрительную трубу" для наблюдения за кораблями ночью и различными небесными явлениями. Он утверждал, что Вселенная бесконечна, что как наша Земля, так и все существующее в природе не неизменно, а непрерывно меняется и развивается.
С 1758 года Михаил Васильевич возглавил Географический департамент Академии наук. Великий ученый задумал достойное его дело, которое только ему и было по плечу, — создание полной географии России, главную часть которой должно было составить подробное статистико-экономическое описание страны».
В 1763г. Ломоносов написал «Краткое описание разных путешествий по северным морям...», составил «Полярную карту». На следующий год была снаряжена Великая Северная экспедиция .
Идут сегодня Северным морским путем караваны судов, которые ведут мощные ледоколы «Сибирь», «Россия». Когда-то, больше двух веков назад, морские караваны мысленно проводил по своей карте Михаил Васильевич Ломоносов.
Труд "Первые основания металлургии, или рудных дел" представляет не только перечень различных рецептов в области металлургии, но также автор привел в ней сведения о рудах, металлах и горючих ископаемых, перечислил поисковые признаки для рудных месторождений, рассмотрел способы добычи полезных ископаемых, дал описание рудничного оборудования, подробно рассказал о плавильных операциях и конструкциях плавильных печей и вспомогательных устройствах.
Хорошо зная русские летописи и европейские источники, Ломоносов использовал их в исторических работах. Он написал историю Киевской Руси, где поставил вопрос о происхождении восточных славян, высоко оценив их культуру.
В работе «О сохранении и размножении Российского народа» Ломоносов выступил как просветитель, стремящийся поднять благосостояние народа путем распространения культуры и научных знаний.
Ломоносов - поэт, литератор, реформатор русского языка
«... с Ломоносова начинается наша литература; он был ее отцом и пестуном; он был ее Петром Великим. Нужно ли говорить, что это был человек великий и ознаменованный печатью гения? Все это истина несомненная. Нужно ли доказывать, что он дал направление, хотя и временное, нашему языку и нашей литературе?
(Белинский В.Г.)
Определяющий вклад внёс Ломоносов в реформу русского стихотворения. Основным жанром поэзии Ломоносова стали оды.
Ода – это один из жанров лирики, то есть произведение, говорящее о личных переживаниях человека. Но ода – и хвалебная песнь. Ломоносов умело использовал возможности такого жанра. Как патриот, он гордился Российским государством во всех его проявлениях. Но не видеть несовершенств русской жизни он не мог. Он старался, восторженно прославляя царей, в то же время учтиво их поучить.
Исключительно велики заслуги Ломоносова в деле развития русского литературного языка. Недаром Радищев называл Ломоносова “насадителем” русского слова.
До Ломоносова русский литературный язык отличала беспорядочная смесь самых различных языковых элементов. В письменном и устном обиходе употреблялись и исконно русские слова, и церковнославянизмы, и хлынувшие в изобилии в русский язык со времен Петра I всевозможные варваризмы. Это был крайне пестрый, тяжеловесный по своей синтаксической конструкции язык.
Он решительно восставал против непродуманных заимствований, засорявших живой родник народного слова.
В одних случаях заменял иностранные термины отечественными названиями, в других — вводил в оборот известные русские выражения для обозначения новых научных понятий, в третьих — придавал иноязычным терминам, прочно вошедшим в русский словарь, формы, близкие к нормам отечественной грамматики.
Обладая прекрасным фонетическим чутьем, Ломоносов удачно переделал “оризонт” на горизонт, “квадратуум” на квадрат.
Видел органическую связь воспитания и обучения, ратовал за взаимосвязь физического и нравственного воспитания и умственного развития. Выступил впервые в русской педагогике сторонником синтеза классического, естественнонаучного и реального образования. Был сторонником классно-урочной системы как наиболее продуктивной для развития ума и памяти. Был за домашние задания и экзамены. Отводил в процессе обучения значительное место практике, постановке опытов, отмечал практическое значение знаний. Русский язык ценил очень высоко, выдвинул идею воспитательного значения русского языка.
Разработал впервые в России педагогическую теорию, методологической основой которой явилось материалистическое мировоззрение, разграничение науки и религии. Был организатором науки и просвещения. Написал первую грамматику на русском языке.
В конце жизни Ломоносов был избран почетным членом Стокгольмской (1760) и Болонской (1764) Академий наук. Весной 1765 Ломоносов простудился. Умер 15 апреля (по старому стилю - 4 апреля) 1765. Незадолго до смерти его посетила императрица Екатерина. Похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры в Петербурге.
Как и многие ученые того времени, Михаил Ломоносов «все испытал и все проник», говоря словами Пушкина. Но главные его открытия касаются химии, физики и астрономии. Они на десятилетия опередили работы западноевропейских ученых, но часто оставались не замеченными европейской наукой, не придававшей особого значения развитию точных знаний в варварской стране, которой они считали Россию.
Леонард Эйлер был едва ли не единственным его современником, который понял масштабы его ума и оценил глубину его обобщений. Отдавая должное заслугам Ломоносова, Эйлер отмечал его «счастливое умение расширять пределы истинного познания природы...».
Всю жизнь Ломоносов трудился не покладая рук, для пользы и величия Отечества. О борьбе с врагами своими он писал: "За то терплю, что стараюсь защитить труд Петра Великого, чтобы выучились россияне, чтобы показали свое достоинство". И, обращаясь уже к истории и к будущему, говорил: "Восстани и ходи; восстани и ходи, Россия. Отряси свои сомнения и страхи, и радости, и надежды сполна, красуйся, ликуй, возвышайся!"
интересные факты из жизни Ломоносова
В 1749г. на торжественном заседании Академии наук Михаил Васильевич произнес «Слово похвальное императрице Елизавете Петровне». Поэтом и оратором он был отменным. Елизавету Петровну искренне уважал и ценил за то, что она проводила политику своего отца. «Слово похвальное...» имело большой успех. М. В. Ломоносова заметили при дворе, он сблизился с фаворитом Елизаветы И. И. Шуваловым, который не раз оказывал содействие русскому ученому.
Барон Корф написал Генкелю е весьма определенную инструкцию: “Эти три лица в прилежании и успехах своих очень не равны между собою; в мотовстве же как бы превосходят друг друга… Вследствие этого Академия наук нашла себя вынужденною уменьшить отныне стипендию трех студентов и каждому из них, вместо прежде назначенных в год 300 рублей, выдавать на содержание только половину, то есть 150 рублей”. Письмо заканчивалось просьбою к Генкелю, “чтобы то, что должно быть израсходовано на студентов, было уплачено вами самими тем, кому следует; студентам же, кроме одного талера в месяц, назначенного им на карманные деньги и разные мелочи, не выдавать никаких денег на руки, а между тем объявить везде по городу, чтобы никто им не верил в долг, ибо если это случится, то Академия наук за подобный долг никогда не заплатит ни одного гроша…”
В 1743 Ломоносов вследствие «продерзостей», непослушания конференции Академии и частых ссор с немцами в пьяном виде, более семи месяцев «содержался под караулом» «. ..поносил профессоров отборной руганью, называл их ворами и такими словами, что и писать стыдно, и делал против них руками знаки самым подлым и бесстыдным образом…» В официальной протокольной записке описывается, как Ломоносов «непристойно сложил перста, поводил ими под носом у академика Шумахера и сказал – накоси-выкуси...». Он целый год оставался без жалованья, на просьбы о вознаграждении для пропитания и на лекарства получил только разрешение взять академических изданий на 80 рублей.
В соответствии с планом М. В. Ломоносова в Московском университете были образованы 3 факультета: философский, юридический и медицинский. Свое обучение все студенты начинали на философском факультете, где получали фундаментальную подготовку по естественным и гуманитарным наукам. Образование можно было продолжить, специализируясь на юридическом, медицинском или на том же философском факультете. В отличие от университетов Европы, в Московском университете не было богословского факультета, что объясняется наличием в России специальной системы образования для подготовки служителей православной церкви. Профессора читали лекции не только на общепризнанном тогда языке науки — латыни, но и на русском языке.
Всю жизнь ученый работал на пределе, учился, просиживал за книгами не часы — сутки. О последних годах жизни его рассказывала племянница Матрена Евсеевна: «Бывало, сердечный мой, так зачитается да запишется, что целую неделю не пьет, не ест ничего, кроме мартовского пива с куском хлеба и масла». Размышления и пылкость воображения сделали Ломоносова под старость чрезвычайно рассеянным. Он нередко во время обеда вместо пера, которое по школьной привычке любил класть за ухо, клал ложку, которой хлебал горячее, или утирался своим париком, который снимал с себя, когда принимался за щи. «Редко, бывало, напишет он бумагу, чтобы не засыпать ее чернилами вместо песку».
Однажды один вельможа указал Михайле Ломоносову на дырку в его кафтане, вопросив с издёвкой: "Что это у вас, уважаемый академик, ум из кафтана выглядывает?" "Нет, - отвечал Ломоносов, - это глупость туда заглядывает". "С ним шутить было накладно. Он везде был тот же: дома, где его все трепетали; во дворце, где он дирал за уши пажей; в Академии, где, по свидетельству Шлецера, не смели при нём пикнуть. Вместе с тем Ломоносов был добродушен..." А.С. Пушкин.
Но он все-таки не был рассеянным кабинетным чудаком. Крупный, позднее полный, и в тоже время быстрый, сильный, нрав имел хоть и добрый, веселый, но крутой, вспыльчивый до ярости. Однажды задумали его ограбить три матроса на Васильевском острове, Ломоносов пришел в такое негодование, что одного уложил без чувств, другого с разбитым лицом обратил в бегство, а третьего решил ограбить сам: снял с него куртку, камзол, штаны, связал узлом и принес «добычу» домой.
Став уже признанным, окруженный почетом, привычек своих Ломоносов не менял. Небрежный в одежде, в белой блузе с расстегнутым воротом, в китайском халате, он принять и важного сановника, и засидеться с земляком-архангельцем за кружкой холодного пива, ибо «напиток сей жаловал прямо со льду». До конца жизни Ломоносов не переставал помогать родным своим, вызывал их в Петербург и переписывался с ними. Сохранилось письмо Ломоносова к сестре, написанное за месяц до его смерти, последовавшей 4 апреля 1765 года.
Умер он случайно, от пустяковой весенней простуды. Похороны ученого в Александро-Невской лавре отличались пышностью и многолюдностью.
Сын простого рыбака из захудалой деревни на дальней северной окраине России, простолюдин и мужик, стал членом Российской и Шведской академий наук, дворянином, учёным, признанным в России и всей Европе. За всю историю России ни один крестьянин не смог повторить судьбу М. Ломоносова. Даже составитель первого русского учебника арифметики Леонтий Магницкий - тоже крестьянский сын. Даже И.П. Кулибин - уникум-самоучка, обласканный Екатериной и ставший главным механиком империи.
Нет, случай Ломоносова - уникальный.
Использовано:
http://ru.wikipedia.org/wiki
http://www.tonnel
http://to-name.ru/biography/mihail-lomonosov.htm
http://www.rusactive.ru/history/inventor/lomonosov