Найти тему
Дмитрий Храмцов

Бережливое производство и Жадное производство - в чём разница?

Оглавление

Привет читатель.

В данной статье предлагаю разобрать терминологию, которая на мой взгляд достаточно интересна.

В России принято выдавать желаемое за действительное и последний мой опыт работы показал некомпетентность отдельных директоров по производству.

В чем, собственно, дело?

Задачи технолога достаточно прозрачны:

  • оптимизация техпроцессов;
  • поиск решений по ускорению сборки;
  • минимизировать ошибки при сборке;
  • учёт и работа с ошибками;
  • минимизировать временные издержки;
  • минимизировать потребляемые ресурсы;
  • минимизировать потребляемые материалы;
  • минимизация простоя оборудования;
  • повышение эффективности работы оборудования;
  • повышение эффективности труда;
  • повышение компетентности сотрудников(обучение);
  • повышение качества продукции;
  • логистика внутри предприятия;

То есть большинство функционала пересекается и прямо касается бережливого производства (Lean).

На мой взгляд данная графика очень хорошо отражает принципы применения Бережливого производства и при достаточной квалификации эти принципы вполне достижимы.

Бывший "директор по производству".

Сразу оговорюсь, что у меня нет задачи кого то унижать или обвинять в некомпетентности, но показать на ошибки я очень хочу, потому что из-за таких ошибок страдают люди, страдает производство, страдает развитие, скорость и качество продукции.

Кроме моих основных задач директор начал от меня требовать странные вещи:

  • восстановление высокотехнологичного оборудования для производства. Кем то дешево было куплено достаточно старое оборудование - оптическая инспекция, которое какое то время даже успело поработать. До меня систему безуспешно пытались отремонтировать собственными силами, но каждый раз состояние системы становилось всё хуже и хуже. Мне удалось отремонтировать всю железную часть машины, но потом встал вопрос об обучении работе на данной машине, настраивать для работы с конкретной печатной платой. Обычно в первый раз обучение происходит следующим образом - заказывают инженера от компании дилера, который всё объясняет, не бесплатно конечно. Но директор по производству решил, что он самый умный и покажет это(ум) руководству компании. Что он сделал? - дал мне срок в 2 недели для освоения этой машины. Об этой ошибке ему прямо было сказано, но.... то есть кроме основных моих задач на меня упала ещё одна - изучение неизвестной мне машины.
  • мной были предложены и воплощены некоторые процедуры верификации и валидации трафаретов для нанесения паяльной пасты перед началом производства конкретной платы, но директор на это сказал, что у нас не было проблем с трафаретами и что эта процедура излишняя. Приведённые доказательства в целесообразности ни к чему не привели.
  • так как производство работало со сторонними заказчиками, то каждый день в монтаж приходили печатные платы от разных компаний. Все они спроектированы по разному. Какие то более-менее собирались, а какие то - сплошной брак. Ранее с этими проектами никто не занимался и брак повторялся от партии к партии. Но дело даже не в этом. Любой появившийся брак подтягивает за собой процедуры восстановления и ремонта и на это должно быть соответствующее оборудование. После получения мной всей картины и проблем, было предложено докупить пару микроскопов и организовать рабочие места для этого, в противном случае несколько проектов с большим количеством брака не по вине производства приведут к тому, что начнётся затаривание склада бракованными печатными платами, сроки производства растянутся. Усиливается проблема тем, что на ремонте сидел парень, который не отличается навыками качественного ремонта. В итоге и тут я не был услышан. Товарищ директор по производству отстранил эти предложения, потому что в его планы не входит просить у руководства лишние 100 тысяч. Развёл руками. No comments.
  • в первый месяц моей работы директор поручил собрать статистику по жалам для паяльников с пояснением, что, мол, слишком много их расходуется и они очень дорогие. Он на полном серьёзе искал аналог жал JBC на али-експрессе! Ок, статистика была собрана, произведены расчеты стачивания, но расход жал был вполне умеренным и не вызывал никаких предпосылок для оптимизации. Мной была проведена работа с коллегами-монтажниками по поводу температур и это также было внесено в технические карты под разные типы припоев. В итоге отправленная директору статистика по жалам не имела обратной связи. То есть он сам так и не понял, что делать с этими цифрами, но потраченные на эту работу несколько часов ушли безрезультатно. Честно говоря я периодически тратил много времени на выполнение работы, которая ни на что не влияла.
  • Внутри помещения не было полноценного устройства заземления. Рабочие места не были оборудованы антистатической защитой. Если кому то было жарко, то легко открывалось окно зимой. Сухость воздуха мной была заметна даже без гигрометра. Вопросы к директору об этих проблемах были проигнорированы со словами - ничего страшного. На самом деле страшного ничего нет, но есть стандарты и требования, тем более собираются сторонние печатные платы для заказчиков. Один из SMD установщиков в итоге остановился из-за выхода из строя одного из контроллеров. Линия встала на 2 недели. Подозрения на пробой статики вполне себе имеет место быть.
  • Средства для отмывки. Используется спирт и, внимание, медицинская игла, которой шкрябают закристаллизовавшийся флюс. Когда я это увидел, директору было предложено купить адекватные материалы и инструменты для этого, но.... как вы смогли догадаться - мои предложения слишком дорогие. Там было средство для ручной отмывки от Zestron и ESD щетка за 1600 рублей. Да, она, возможно, стоит дорого, но эта щетка стоит своих денег - безумно долговечная, жесткость и длина как раз для эффективной отмывки печатных плат, но вместо этого меня долго критиковали за такое транжирство и заставили купить щеток-лисичек для рисования. Блеск.

Моё моральное состояние с каждым днём становилось просто невыносимым. На работу ехать не хотелось. К этому добавлялось то, что директор как то странно отзывается обо мне в кругу других сотрудников, хотя никаких мотивов для этого не было. При увольнении я ему это высказал в глаза, что мол это непозволительное поведение для директора.

Бережливое производство и Жадное - в чём разница?

Разница в качественно разных подходах, целях и задачах. Без лишней скромности хочу сказать - адекватность руководства это ключ к успешному предприятию. Без адекватного руководства не запустятся многие процессы, которые в итоге приведут к существенной экономии ресурсов предприятия, скорости производства и повышению качества продукции. Но вместо этого в моём случае был человек, задача которого:

  • выслужиться перед владельцами;
  • показать владельцам какой он экономный и умный;
  • сохранить тёплое место для себя и своих близких(да, да) не смотря на массу нерешенных проблем производства;
  • шушукаться за спиной и настраивать людей;
  • требовать заведомо невыполнимое;

Я не подходил под эти требования и со мной расстались после того как я, по итогу 3х месяцев работы, предоставил отчёт, в котором описал всё то, что рассказал вам :) Я осознавал о последствиях, но мне было всё равно.

Было 2 бумаги, о которых многие из вас знают - чистосердечное заявление по собственному желанию и второй документ, позволяющий уволить по статье. Он подготовился - в обоих документах стояли подписи владельцев. Что что, а убалтывать владельцев в своей правоте он умеет. Тупо смеяться, когда смеются владельцы, тоже умеет. Тьфу.

Спасибо за интерес к статье)

Обязательно посмотрите моё видео!

Поставьте лайк и подпишитесь на мой Дзен и Youtube!