дети становятся чумовыми, их не удержать и не направить, они либо не слышат вовсе, либо слышат ровно противоположное.
правила, расписания и режимы летят в топку. ребёнок отказывается делать то, с чем ещё неделю назад не было никаких проблем.
вчерашний "милый ангелочек" превращается в безумную бестию, готовую сносить всё и всех на пути.
почему это происходит?
то, что мы привыкли называть кризисом - это закономерный этап взросления. ребёнок вдруг внезапно осознал, что он:
- уже во многом самостоятелен - и пытается эту самостоятельность везде приложить;
- имеет собственные желания, часто отличные от желаний родителей - и пытается их удовлетворить;
- его собственные чувства становятся совершенно непонятными - а делать с ними что-то надо;
- уже неплохо объясняется, а взрослые его не понимают - или не хотят понять.
ребёнок-то понял, а вот родители запаздывают. им кажется, что он ещё несмышлёныш и они действуют по старой схеме: "потому что я так сказала, вот почему!"
как же прожить этот период, сохранив отношения, психику и собственные нервы?
прежде всего, самим осознать, что ребёнок уже не малыш. он растёт, его эмоции становятся сложнее, навыки - совершеннее.
теперь уже не работают малышовые способы успокоения и организации жизни. нужно придумывать что-то новое.
теперь требуется относиться к ребёнку, как ко взрослому, но не забывая, что у него ещё мало опыта и он нуждается в направлении.
пример: ваша подруга у вас в гостях ставит чашку с чаем на пол. вы смотрите на неё и говорите: "у нас дома чашки стоят на столе". подруга смотрит на вас круглыми глазами и заявляет, что ей так удобно. ситуация странная, со взрослым такого не случится - он уже всему научился, а с ребёнком - запросто. что бы вы ответили подруге? а ребёнку?
ошибка большинства родителей в том, что в этот момент они считают, что ребёнок поступил назло. а вот и нет. его мозг ещё не настолько созрел, чтобы предугадать вашу реакцию на своё поведение. он просто "щупает пространство" - смотрит, нюхает, изучает, проверяет.
в приведённом примере большинство мам и пап прикрикнут на ребёнка, или ответят ему резко. мол, что за глупости, ставь чашку как положено. слово за слово - вот уже и скандал с криками и боем.
а если представить на месте сына или дочери вашу подругу или друга? не будете же орать, да? и грозиться, и пугать не будете. вы объясните: смотри, с пола пить неудобно - наклоняться каждый раз. к тому же, чашку можно легко задеть ногой. да и кот вот уже идёт из неё попить... "
в абсолютном большинстве ситуаций не злиться, не огорчаться и не ругаться на детей помогает представлять на их месте взрослых после чмт. он тут помнит, тут не помнит. но он после болезни, ему можно. и вам не сложно ему лишний раз напомнить.
ребёнок точно так же "тут помнит - тут не помнит". у него слишком обширная познавательная деятельность, чтобы всё держать в голове. а на фоне открывшейся вдруг эмоциональности вообще непонятно, что с собой делать.
энергия так и прёт, а для определения её в созидательное русло фантазии пока недостаточно.
- поддерживаете и направляйте ребёнка;
- признавайте его чувства и считайтесь с ними;
- предоставляете малышу больше свободы выбора - что есть на обед, что надеть;
- найдите место и время для выплеска эмоций и энергии;
- проводите с ним время качественно: пусть не на долго, но он полностью владеет вашим вниманием - без гаджетов и домашних дел.