Найти тему
Круто об искусстве

Я узнаю его из тысячи.

Виктор Васнецов "Царь Иван Васильевич Грозный", 1897, Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Виктор Васнецов "Царь Иван Васильевич Грозный", 1897, Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Мы говорим Васнецов и вспоминаем "Трёх Богатырей", "Алёнушку", "Снегурочку". Для более искушённых на ум приходит ещё и "Иван-Царевич на сером волке" и "Витязь на распутье".

Но гений Васнецова намного шире и больше этих, уже ставших определённым маркером художника, образов. Виктор Михайлович - это" Княгиня Ольга", это" Крещение Руси" и это он - Иоанн Васильевич Грозный.

А еще это БЫЛИННЫЙ ЭПОС с терпким, абсолютно уникальным и таким парадоксальным, ароматом САМОБЫТНОГО РУССКОГО ДУХА.

Трудно однозначно сказать к какой традиции Васнецов ближе - он скорее не продолжатель, а создатель.

Ибо Виктор Михайлович ПЕРВЫЙ художник, кто сделал из сказки быль. Более того, он первый, кто этот, в общем-то довольно лубочный на тот момент, мотив перенёс на холст и очень убедительно лишил его иллюстративного флёра.

Именно его провозгласили основателем новой иконописи, в которой Серафим вдруг становится почти Гамаюном и очень Азраилем, и обретает вид совсем не райской птицы, но той самой, которая предрекает кару.

И вот его Вседержитель Иоанн Васильевич Грозный (1897). Кто он, этот царь? Кровожадный монарх сгубивший кучу жизней или справедливый государь и грамотный политик?

Фрагмент
Фрагмент

При Иване IV Казанское и Астраханское ханства окончательно вошли в состав России, и началось присоединение Сибирского ханства. Иван III (его дед), великий князь Московский, первым принял титул "князя всея Руси" и "самодержца", и именно от него наследник престола русского получил свое прозвище, первым венчавшись на царство и официально ставшем царем всея Руси.

Именно Иван IV составил новый Судебник и учредил сословно-представительный орган - Земский собор.

Он был образованнейшим человеком своего времени, обладал феноменальной памятью и богословской эрудицией. Именно он обязал духовных лиц организовывать во всех городах школы для детей на "учение грамоте, и на учение книжного письма и церковного петия псалтырного".

По инициативе Ивана Грозного, в Александровой слободе было создано нечто наподобие консерватории, где работали лучшие музыкальные мастера, такие как Фёдор Крестьянин (Христианин), Иван Юрьев-Нос, братья Потаповы, Третьяк Зверинцев, Савлук Михайлов, Иван Каломнитин, крестовый дьяк Андреев.

Он основал Печатный двор и, соответственно, заложил основы книгопечатания в России. И на помин каждой, загубленной им души, он миловал значительные по размеру пожертвования.

Вообще, ЭПИТЕТ "ГРОЗНЫЙ" в те времена НЕ ИМЕЛ ОТРИЦАТЕЛЬНОГО ОТТЕНКА. Он связан не с идеей тирании, а с идеей величия.

"Достоин царю грозну быти", - говорится в "Валаамской беседе", и эти слова нельзя толковать как призыв править безжалостно.

Дело в том, что эпитет "грозный" и существительное "гроза" появляются там, где речь идёт о порядке в государстве, об обязанности монарха" исправляти и здержати" города и веси, "уставити" определенные правила поведения в монастырях и в миру".

Да и "душ несчастных" загубил наш царь сравнительно не много. Согласно существующим документам, в правление Ивана Грозного было казнено порядка 5-10 тысяч человек (в более ранний и более поздний период царствования Ивана IV казней почти не было).

А теперь сравним с западноевропейскими современниками нашего царя. Я про испанских королей Карл V и Филипп II, короля Англии Генрих VIII и французского короля Карл IX. Вы знаете сколько жизней погубили они?

Сотни тысяч людей! Так, например, именно во время, синхронного правлению Ивана Грозного - с 1547 по 1584, в одних только Нидерландах, находившихся под властью Карла V и Филиппа II, число жертв доходило до 100 тыс. человек. Из них было "сожжено живьем 28 540 человек".

Французский король Карл IX 23 августа 1572 года принял активное "личное" участие в так называемой Варфоломеевской ночи, во время которой было зверски убито более 3 тыс. гугенотов только за то, что они принадлежали к протестантству, а не к католицизму ("Ночь" имела продолжение, и в целом во Франции погибло тогда в течение двух недель около 30 тыс. протестантов).

В Англии Генриха VIII только за "бродяжничество" вдоль больших дорог было повешено 72 тысячи нищих. В Германии, при подавлении крестьянского восстания 1525 г., казнили более 100.000 человек.

Пожалуй, остановлюсь, моя мысль ясна.

То есть по сути существуют ДВА Ивана Грозного - реальный царь и МИФ о нем. И этот миф настолько силён, что до сих пор, несмотря на многочисленные исследования, он продолжает жить и все глубже впивается корнями в землю. Ну такова природа мифа.

Фрагмент
Фрагмент

Вернёмся к портрету. Суровый царь, нахмурив брови, стоит в полный рост. Но он совсем не грозный в современном толковании, а именно грозный как гроза, которая во времена язычества олицетворяла верховное божество. В XVI веке этот образ уже был тесно связан с православным "гневом Божиим" - не жесткостью, но СПРАВЕДЛИВОСТЬЮ и НЕОТВРАТИМОСТЬЮ НАКАЗАНИЯ.

Васнецов пишет своего Ивана Грозного, основываясь на народных песнях о нем, где царь представлен в первую очередь мудрым, а не жестоким. Это твердый волей, решительный и очень умный человек, суровый, замкнутый в себе, подозрительный, скрытный в силу исторических условий его царствования, заговоров и измен реакционного боярства и глубоко одинокий.

Он выше всех окружающих его в жизни людей не только саном, но и духовно.

А этот орнамент! Пиршество пляшущих линий и завитушек. И вся прелесть в том, что этот плод фантазии Васнецова, основанный, конечно, на старинных типично русских постройках того времени, ярко и убедительно обрамляет истину, которая продаётся на золотом блюде, с приправами монументального былинного эпоса.

Это про преданья старины Русской в их первозданном виде, где миф очень ладно сживается с историческими фактами, которые не то, чтобы побеждают, но царствуют на полотне.

И Батюшка Вся Руси спускается по царской лестнице - путь, который освещает ему восьмиконечная Вифлеемская звезда, та самая, указывающая единственно верную дорогу (более того, славяне связывали этот знак со светом солнца и неба).

И как-то уж очень хочется сказать словами Пушкина: "здесь русский дух, здесь русью пахнет", потому что лучше Александра Сергеевича, в общем-то, никто до сих пор и не сказал.

-4
-5
-6
-7
-8
-9
-10
-11
-12
-13
-14
-15
-16
-17
-18
-19
-20
-21
-22
-23
-24
-25
-26
-27
-28
-29
-30
-31
-32
-33
-34
-35
-36
-37
-38
Скриншоты сторис из моего блога в инстаграм