Скорость более, чем 2 Маха, 3D вектор тяги и грозный арсенал ракет делают Су-57 очень опасным реактивным самолетом. Российский истребитель пятого поколения Су-57 предназначен для поражения всех типов воздушных, наземных и морских целей. Что произойдет, если встретятся в бою Lockheed Martin F-35 Lightning II и российский истребитель пятого поколения Су-57?
Один из выдающихся российских летчиков-испытателей, генерал-майор в отставке Магомед Толбоев, удостоенный звания Героя России, рассказывает о реактивном истребителе Lockheed Martin F-35 Lightning II. «Су-57 легко победит F-35, если они встретятся один на один. F-35 не может маневрировать, он просто на это неспособен. Но у него есть электронная мощь», – сказал Толбоев российскому информационному агентству ТАСС, добавив, что его сложная электроника может быть нарушена даже солнечными вспышками.
Толбоев, известный летчик-испытатель, отметивший 20 января свое 70-летие, говорит, что истребитель пятого поколения СУ-57 должен легко справиться с американским F-35 в воздушном бою один на один, благодаря своей превосходной маневренности. «Вот почему я против всего электронного», – признался пилот. Толбоев охарактеризовал также российский истребитель Су-57 (кодовое название НАТО Felon) как «блестящий самолет», но подчеркнул, что время воздушных боев один на один давно прошло. «Сегодня вы больше не сражаетесь один на один. Все зависит от вашей поддержки. Сегодня существует радиоэлектронная борьба. Это уже не спарринг-татами, а комплексный подход к тактическим вопросам», – утверждает пилот.
Генерал-майор Толбоев считается заслуженным летчиком-испытателем. За время службы он пилотировал более 50 типов и модификаций самолетов, в том числе МиГ-29, МиГ-31, Су-24 и Су-27. В середине 1980-х годов Толбоев участвовал в космической программе «Энергия-Буран» и прошел полный курс подготовки к пилотируемым космическим полетам на многоцелевых космических аппаратах. Он стал политиком в Государственной Думе России в годы после распада Советского Союза, а также занимал несколько постов в качестве сотрудника российской службы безопасности и военного офицера.
Начиная с максимальной скорости более 2 Маха, заканчивая 3D-векторизацией тяги и грозным арсеналом ракет класса «воздух-воздух», Су-57 предназначен для охоты на широко известные воздушные цели, сообщил Марк Эпископос из National Interest. Между тем, F-35 – это прежде всего ударный истребитель, который проникает в воздушное пространство противника для поражения жизненно важных объектов или инфраструктуры. Он также использует свой обширный набор авионики и датчиков, чтобы действовать как «защитник в небе», генерируя динамическую картину поля боя и передавая ее ближайшим дружественным подразделениям с помощью возможности, которую Lockheed Martin называет «сенсорным слиянием». Некоторые даже называют его «компьютером с крыльями».
Разработанный для того, чтобы делать все, что необходимо для выполнения боевых задач, некоторые американские критики говорят, что F-35 ничего не делает по-настоящему хорошо, а стоит чертовски дорого. В некоторых кругах Пентагона его называют «ошибкой на триллион долларов». Тем не менее, по всей вероятности, F-35, попавший в надуманную, гипотетическую ситуацию, будет использовать свое преимущество некоторых скрытных функций, чтобы попытаться ускользнуть от приближающегося Су-57, пишет Эпископос.
Более фундаментально, это сравнение яблок с апельсинами, когда пытаются заставить F-35 играть роль, которую он не должен играть. На малых скоростях Су-57 может стоять на хвосте – буквально, стоять на хвосте, как кобра, – но, если его заметили, обнаружили и обстреляли с расстояния в несколько миль, то это труп. И, как однажды сказал великий Чак Йегер, «дело не в металле, а в пилоте, у кого больше опыта, тот неизбежно победит». Но, не будем умалять значение Су-57 – самолета, который, возможно, немного неправильно понимают.
Одна из особенностей Су-57 включает в себя высокоэффективный 3D вектор тяги двигателя, то, чего нет у F-35. Отсутствие у самолета высококлассных малозаметных конструктивных особенностей не означает, что он неэффективен, считает военный аналитик Тайлер Роговей из The War Zone. Конструкторы «Сухого» приняли сбалансированный подход к низкой наблюдаемости, в результате чего уменьшенная радиолокационная сигнатура самолета с некоторых сторон становится просто еще одной особенностью, которую следует взвесить с другими приоритетами проектирования.
Вот пять особенностей, которые делают Су-57 очень опасным истребителем:
– боковые «щечные» радары: Су-57 имеет функцию, которая была давно обещана для F-22, но до сих пор так и не была поставлена – боковые радары, установленные под кабиной пилота на «щеках» самолета. Это РЛС Х-диапазона с активной фазированной антенной решеткой (АФАР) Х-диапазона РЛС, прежде всего, установленный в носу самолета радар с АФАР Х-диапазона Н036 «Белка». Полезность этих радаров очевидна – они обеспечивают гораздо большее поле зрения датчиков и тем самым повышают ситуационную осведомленность пилота Су-57;
– инфракрасный поиск и слежение: Су-57 оснащен усовершенствованным инфракрасным датчиком поиска и слежения 101КС «Атолл», установленный в традиционном положении на российских истребителях – на носу самолета, рядом с его ветровым стеклом. Хотя такое размещение явно вредит радиолокационной сигнатуре Су-57С там, где это наиболее важно – в передней полусфере, – IRST является одной из лучших технологий, доступных для обнаружения и поражения малозаметных целей издалека;
– направленная инфракрасная система противодействия: как и F-22, Су-57 имеет несколько отверстий детектора запуска ракет, разбросанных вокруг самолета, но Су-57 также имеет турели, которые стреляют модулированными лазерными лучами по искателю приближающейся ракеты, чтобы ослепить ее и сбить с курса. Российская система, используемая на Су-57, является частью более крупного электрооптического комплекса N101KS, который включает в себя системы обнаружения запуска ракет, IRST и турели DIRCM, установленные сверху позади кабины и снизу под кабиной;
– векторизация тяги: векторизация тяги имеет ограниченную полезность на протяжении большей части огибающей полета истребителя – причем она наиболее полезна на очень больших высотах и скоростях, а также в режиме ближнего или дальнего сваливания, – но это все еще классная функция, особенно если другие преимущества остаются вне технологической досягаемости. Учитывая компромиссы в конструкции и возможностях Су-57, возможность перехитрить противника в пределах визуальной дальности по-прежнему является положительным моментом;
– уникальная конфигурация оружейного отсека: Су-57 имеет уникальный тандемный оружейный отсек. Мы все еще мало знаем об этом, но, похоже, что четыре-шесть ракет средней дальности «воздух-воздух» могут быть одновременно перенесены. В зависимости от глубины отсеков, возможно, вместо этого будет перевозиться меньшее количество более крупного оружия – например, управляемые бомбы или ракеты класса «воздух-поверхность», – но нам придется подождать более официальной информации и фотодоказательств, чтобы обсудить это дальше с уверенностью.
В заключение необходимо отдать должное генерал-майору Толбоеву – он совершенно прав, когда говорит, что эпоха воздушных боев закончилась. Это не Корейская война, не Вьетнамская война и даже не холодная война. Аэрокосмические и оружейные технологии настолько развиты с обеих сторон, что невозможно сказать, у кого преимущество. Тем не менее, Су-57, несмотря на отсутствие скрытности, совершенно смертоносен.
DAVE MAKICHUK