Больше половины населения земного шара пользуется социальными сетями. Общая аудитория Facebook, Instagram, TikTok достигла 3,96 млрд. человек.🤔
В соцсетях мы общаемся с друзьями, коллегами, родственниками. Публикуем фотографии, которые говорят о том, что несмотря ни на что жизнь прекрасна и увлекательна.
Ваши фото в соцсетях может ❤ «лайкнуть» не только тайный поклонник, но и КРЕДИТОР.
В последние годы в судах появилось много «новых» доказательств, связанных с социальными сетями – это и скриншоты (копии) интернет страниц и электронная переписка.
✅Так, в деле А70-14377/2019 конкурсный управляющий провел целое расследование в интернете.
Женщина продала свой автомобиль премиум класса, а через три года объявила себя банкротом. Но конкурсный управляющий решил оспорить сделку и обратился с заявлением о признании недействительным договора купли-продажи автомобиля и требовал вернуть транспортное средство в состав конкурсной массы должника.
Суд первой инстанции определил, что у должника на момент совершения сделки не было неисполненных обязательств перед кредиторами, злоупотребления правом со стороны должника нет, поэтому исковые требования управляющего были отклонены.
❗ Но апелляционная инстанция сделала совсем другие выводы.
Конкурсный управляющий настаивал на том, что спорная сделка является мнимой, на что указывает тот факт, что не проведена регистрация транспортного средства на покупателя. Бывшая хозяйка продолжала пользоваться автомобилем; была единственным водителем, вписанным в страховой полис; привлекалась к административной ответственности за нарушение правил дорожного движения уже после того, как продала автомобиль; оплачивала транспортный налог за свое бывшее авто.
👍 В качестве доказательств, подтверждающих, что после продажи бывшая хозяйка-банкрот продолжала пользоваться автомобилем, были приведены сведения из открытых источников в социальных сетях.
По данным сети Фейсбук покупатель автомобиля являлась управляющей груминг-салона, а продавец является мастером этого салона и состоит в его группе. Фотографии и данные, размещенные в той же сети, свидетельствуют о личном знакомстве покупателя и продавца, а значит являются заинтересованными лицами.
Фото и комментарии в личном профиле бывшей владелицы авто подтверждают, что она продолжала активно пользоваться автомобилем после его продажи. На фотографиях, размещенных в социальных сетях Фейсбук и Вконтакте, она позировала на фоне спорного автомобиля премиум класса.
Конечно, судом были изучены не только лишь доказательства из социальных сетей, а все представленные доказательства в комплексе.
✅ Апелляционная инстанция сделала вывод о том, что стороны совершили формальные действия, направленные на вывод дорогого ликвидного имущества из имущественной массы должника банкрота. В результате – договор купли-продажи автомобиля признан недействительным, а покупатель должна вернуть автомобиль в конкурсную массу должника.
Так, что информация и сведения, размещенные в социальных сетях, приобретают не только развлекательный характер, но и прикладной.
Как и в каком виде нужно оформить доказательства из интернета и соц. сетей, чтобы представить их суду?
Сделать это на практике не так просто, как кажется на первый взгляд. Арбитражные суды достаточно охотно принимают к рассмотрению подобные доказательства, а вот в судах общей юрисдикции ситуация несколько сложнее.
Допустимыми доказательствами считаются распечатки, скриншоты с указанием адреса интернет страницы и точного времени ее получения, сделанные и заверенные стороной по делу. А «в случаях, не терпящих отлагательства», суд может прямо в ходе судебного разбирательства самостоятельно посмотреть сайт, на котором опубликована имеющая значение для дела информация.
В Постановлении Пленума Верховного Суда №10 разъяснено, что можно использовать скриншоты в качестве доказательства нарушения исключительного права. Суд вправе принять любые средства доказывания, предусмотренные процессуальным законодательством. Распечатки и скриншоты подлежат оценке судом при рассмотрении дела наряду с прочими доказательствами.
В качестве доказательств суду могут быть представлены не только распечатки с интернет ресурсов, но и переписка из электронной почты или мессенджеров. Такие доказательства могут быть приняты судом, если есть возможность идентифицировать автора и адресата - Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.15 №25 пункт 65 .
Заверять или нет указанные выше доказательства у нотариуса – вопрос спорный! Многие юристы перестраховываются и заверяют переписку и подобные доказательства у нотариуса. На этом этапе также могут возникнуть сложности: в Москве найти нотариуса, чтобы заверить распечатки страниц из интернета очень легко, а вот в регионах сложнее, да и стоимость такой услуги может зашкаливать.
Имейте в виду, что все, что вы напишите в сообщении, в мессенджере, в своем личном профиле в социальной сети, ваши личные фотографии и фотографии ваших близких – все это может быть использовано не только в вашу пользу, но и против вас.
Поставьте лайк, если полезная информация для вас, и подписывайтесь на канал, чтобы быть в курсе новостей и важных изменений в законах.
Оставайтесь на связи и не переключайте канал.