Найти тему
КораблеКрушение

Месть или Случайность. Гибель клипера "Нортфлит"

Клипер "Нортфлит" был приписан к Английской флотилии. Был потоплен у мыса Данджнесс. На него налетел во мраке ночи испанский пароход "Мурильо". Из 379 человек находившихся на борту спаслись только 86.

"Нортфлит" во всей красе
"Нортфлит" во всей красе

Нортфлит был 3х мачтовым клипером, построенным в 1853 году по заказу Британской судоходной фимы "Джон Паттон энд компани". Клипер вмещал в себя 951 тонну грузов, длина была около 60 метров, а ширина составляла 10 метров. в Основном клипер ходил на австралийской линии. За 20 летний стаж своего плаванья он окупил свою постройку в пару десятков раз, так же сумел завоевать репутацию самого быстрого мореходного судна.

Капитаном "Нортфлита" был Оатс, в 1873 году он получил заказ от судовладельцев на очередной рейс. Ему нужно было доставить груз, рабочих с семьями, 340 тонн рельсов и 260 тонн генерального груза в порт Хобарт, который находился на острове Тасмания. На обратном пути должен был быть загружен шерстью.

В середине января 1873 года клипер, вышел из столицы Англии, и направился на Атлантический океан. Но в этом рейсе капитана Оатса не было, его вызвали на суд в качестве свидетеля по одному уголовному делу. В этом рейсе должность капитана, занял старший помощник капитана Ноуэлз. Он имел капитанский диплом, так же имел опыт ходить по курсу на Австралию.

Погода, не давала выйти на просторы Атлантики, дул сильный западный ветер с океана в сторону Ла - Манша. Первую остановку из за непогоды Норфлит сделал на рейде Доунс, потом у мыса Норт-Форленд. 21 января накатил зимний циклон в Английском канале. Стал он дожидаться изменения ветра как и другие пару сотен кораблей, в двух с половиной милях от маяка.

Маяк
Маяк

Вечером 22 января распогодилось, стих ветер, и на море стало спокойно. Корабль еще стоял на якоре, капитан планировал выйти на курс с рассветом. В десятом часу вечера экипаж и пассажиры клипера отправились спать. Эта ночь была тихая и ясная, но в тоже время очень холодная. К 11 часам вахтенный матрос, прошел к корме и задремал.

Буквально через несколько минут его разбудил шум паровой машины, На клипер с правого борта на всем ходу шел пароход. С каждой секундой пароход приближался все ближе и ближе. Матрос вскочил и закричал. Его крик услышал капитан Ноуэлз, он выскочил со своей каюты на палубу, и в этон момент раздался очень сильный удар.

Удар пришелся ровно в середину клипера, в район главного трюма. Пароход дал задний ход и со скрипом выдернул свой нос с клипера, разрушая форштевень, после погасил огни, развернулся и скрылся в ночной мгле так же быстро как и появился.

Капитан быстро приказал спускать шлюпки на воду, и спасать в первую очередь женщин и детей, велел зажечь газовые огни чтоб рядом стоящие суда могли увидеть их. С такими повреждениями корабль долго не мог оставаться на плаву. Капитан начал стрелять из ракетницы и жечь фальшфейеры, что бы привлечь внимание. НА залпы ракетницы откликнулись всего лишь несколько судов, среди них были лоцманский куттер "Принцесса", колесные буксиры "Сити оф Лондон" и "Мэри".

Тяжелый груз 340 тонн рельс тянули "Нортфлит" на дно, команда усиленно откачивала помпами воду из трюмов, но помпы не справлялись с сильным потоком. На палубе началась паника после приказа капитана садить на шлюпки женщин и детей, у некоторых пассажиров мужчин появился приступ бешенства. Озверевшая толпа потерявшая рассудок от происходящего бегала по палубе и сбивала всех и все на своем ходу, это было похоже на стадо бизонов. Две шлюпки которые были загружены детьми и женщинами опускали на воду, но в этот момент туда устремилась толпа мужчин, переполненные шлюпки пошли ко дну со всеми кто в них находился.

Самое печальное что в момент трагедии на рейдах находилось более 200 судов, но они не слышали крики помощи, а сигнальные огни многие принимали за сигналы чтобы принять груз с подошедшего лихтера.

Нортфлит продержался на плаву около 20 минут, пришедший на помощь буксир был вынужден остановиться чтоб грибными колесами не убить пассажиров которые находились в ледяной воде. В общей сложности судам пришедшим на помощь удалось спасти 86 человек, остальные 293 человека, включая капитана, офицеров корабля утонули.

После этого в Англии началось расследование этой катастрофы, и была объявлена награда в 100 фунтов стерлингов, тому кто покажет пароход потопивший "Нортфлит"

Пароходом потопившим "Нортфлит" был "Мурильо". Узнали это благодаря двум пассажирам парохода, их звали Самуэль Белл и Джеймс Гудвин. Они подробно рассказали как все произошло. В момент столкновения они спали в своих каютах, от сильного удара они проснулись и выбежали на палубу, увидев страшную картину. Они видели как пароход начал давать задний ход, они побежали к капитану и стали говорить ему, что нельзя уходить, нужно спускать шлюпки на воду и помогать тонущим, на что капитан парохода их просто выгнал из своей каюты.

Через месяц, 22 сентября 1873 года "Мурильо" задержали в порту Дувр. Адмиралтейский суд Великобритании арестовал всю команду.

До сих пор никто не может рассказать что произошло между двумя капитанами Оатсом и капитаном Беррутэ, историки считают что это была месть, так как капитан Оатс выступал на суде свидетелем по уголовному делу некоего Тичборна, в котором был замешан, видимо, и испанский капитан Беррутэ. Но это всего лишь догадки.

Всем кому нравится морская корабельная тематика, подписывайтесь на мой канал и предлагайте темы которые бы Вы хотели услышать. Спасибо.