Это был тот самый момент, когда книга привлекла к себе сначала обложкой, а затем – аннотацией. Отмечу, что мне интересна теме психических расстройств, и читать книги, даже художественные, на эту тематику – одно удовольствие. Отчего «Молочные зубы» были приобретены сразу же.
Не скажу, что как-то жалею о потраченных средствах и времени, но отмечу, что надеялась увидеть это вложение в более трогающем свете. Можно сказать: «Эй, есть же множество отзывов в интернете, ознакомься перед покупкой!», но литература субъективна. Кому-то книга могла не понравится, но вполне «на ура» зайти мне.
Спойлер: громогласного «Ура» не произошло.
В целом, задумка интересная – противостояние матери и дочери. Как положительного персонажа автор не отметила ни одну, ни вторую, отчего встать на чью-то сторону отнюдь не просто. Ближе к концу, всё же загорается нимб над головой Сюзетты (матери), и Ханну (дочь) отчетливо воспринимаешь как однозначно отрицательного персонажа.
Да, дети порой способны на жестокость – к сверстникам, животным, взрослым людям. Но чаще всего, эта жестокость не выходит за крайне опасные рамки, отчего действия Ханны, описанные в книге, кажутся слишком приукрашенными и гипертрофированными. Ей 7 лет, она растет в полноценной семье, и имеет всё, за исключением способности говорить. Опять же, автор так до конца и не дал понять – была ли немота ребенка следствием расстройства или осознанным отказом, связанным со страхом говорить не так красиво, как другие люди.
Изначально, в книге сделан акцент на психическую составляющую проблемы опасного поведения ребенка по отношению к своей матери, но, когда автор приплел в повествование связь с духом какой-то древней французской ведьмы, от лица которого девочка не боялась говорить – я стала откровенно расстраиваться. Психологический триллер начинал на глазах превращаться в очередную дешевую страшилку, но идею эту автор в конце откинула, что можно отметить однозначным плюсом книги.
Интересны постоянные сравнения Сюзетты со своей собственной матерью – постоянные воспоминания о испорченном детстве, о наплевательском отношении, которые женщина накладывает на настоящее. Увы, какой-то важной роли эти параллели в итоге не сыграли, как и часто упоминаемая болезнь – она словно была введена для единственного момента с пакостью, которую матери решила устроить дочь, и чтобы показать, насколько прекрасен отец семейства. Что смог принять Сюзетту, полюбить и поддержать.
К слову, любовь к отцу – движимая сила действий Ханны. При нём она чистый ангел, в то время как с матерью готова и лаять псом, и кусаться, и бить посторонних. Девочка с трепетом принимает все моменты, которые проводит с родителем, но такой сильной привязанности нет никакого обоснования. Автор не прибегла даже к банальнейшему объяснению такого поведения теориями Фрейда и посчитал верным оставить всё без глубинных объяснений. С одной стороны – да, это не утяжелило историю, но с другой – оставлять без объяснений те или иные явления не очень приглядно, по моему мнению. Ханна всегда ведет себя крайне хорошо в присутствии отца, и крайне отвратительно, оставаясь наедине с матерью.
Момент с болезнью Сюзетты не единственный, который на мой взгляд введен только для какого-то конкретного эпизода. Отец семейства как оказывается швед, и с его народностью связана только сцена с ритуалом сожжения рисунка древней ведьмы, который выполнялся во время празднования Вальпургиевой ночи.
Немалых размеров, книга читается довольно быстро, так как, не смотря на разные бесполезные по большей части моменты, действие в ей динамично. В купе с интересной идеей и непрекращающимся противостоянием матери и дочери, желающей первую в буквальном смысле убить – чтиво может захватить.
Однако, есть одно очень жирнющее НО.
Всё действие, все проблемы с поведением Ханны и последствия этого опираются на то, что Сюзетте не верит её муж, и приступить к решению проблемы из-за этого женщина не может. Книга написана в 2018 году. В чем была проблема зафиксировать поведение девочки хотя бы на камеру мобильного телефона? Этот нюанс рушит всю авторскую задумку нахрен, и ставит данную книгу на один пьедестал с теми ужасами и триллерами, сюжет и проблема которых держится только за счет тупости главных персонажей.
Роман на мой субъективный взгляд абсолютно проходной – не вызвал каких-то эмоций, не заставил безотрывно поглощать историю. Он просто прошел – и всё. Книга имеет открытый конец, но для себя я сделала вывод, что при выходе второй части читать её не стану. Максимум – краткое содержание для общей просвещенности «чем там дело кончилось».