Найти тему

Цукиока Ёситоси и наследие японской татуировки

Цукиока был одной из ведущих фигур в жанре укиё-а в эпоху Мэйдзи (1868-1912), и, возможно, величайшим художником среди современников. Его стиль был динамичным и самобытным: он был известен благодаря экспериментам в стилях и жанрах, а также своими новаторскими работами.

Ни один другой художник до него не создавал призрачных гравюр и не включал в одну серию целый ряд сюжетов. Будучи ребёнком Ёситоси был учеником Куниёси (1798-1861), одного из самых успешных художников и мастеров гравюры в Эдо (современный Токио). Там ему дали имя «Ёситоси», по традиции взяв иероглифы из имени его учителя. В студии Ёситоси научился создавать гравюры и, вероятно, проводил там большую часть своего времени, делая черновики эскизов. Обучение у Куниёси включало в себя рисование с натуры — это может показаться нам сейчас странным, но рисование с натуры не обязательно было частью обучения в школах живописи и иллюстрации в Японии, где традиционно художник должен был уловить суть предмета, а не дать буквальное представление.

музыкант и воин в поле

Увидев талант, Куниёси относился к Ёситоси с большой любовью, часто называя его своим собственным сыном. После смерти учителя Ёситоси выработал свой собственный стиль, на который повлияли его личные трагедии. Образы его ранней карьеры отражают смятение и боль. Его гравюры этого периода имеют жестокие и кровавые рисунки, в том числе трупы и обезглавленные головы, отражающие его душевное состояние.

Однако Ёситоси был продуктом своего времени. Ужас и жестокость были общими темами в тот исторический момент, когда Япония сама переживала модернизацию. Феодальный мир Эдо и новые западные ценности часто вступали в конфликт, и такие темы были распространены в пьесах, литературных произведениях и гравюрах на дереве.

-2

окровавленный воин

Издание самой популярной и, возможно, лучшей серии Ёситоси «Сто аспектов Луны» (Цуки Хякуси) началось в 1885 году. Состоящая из ста гравюр, эта серия охватывала широкий спектр сюжетов и прославилась благодаря разнообразию: идеи, взятые из японской и китайской истории и мифологии, такие как воины, животные, призраки, природные явления, красавицы и др. Ранняя склонность художника к запекшейся крови и ужасу сменилась сотней образов лиризма, спокойствия, духовности и глубины. Эта серия также ознаменовала художественную независимость Ёситоси и отход от традиционного стиля укиё-е.

-3

«Сто аспектов Луны»

За свою карьеру Еситоси создал несколько гравюр, посвященных теме Суйкодэн. Один из самых известных героев Суйкодэна, татуированный Кумонрю Шишин, по-видимому, является любимцем Ёситоси, потому что не раз появляется на гравюрах художника. Безусловно, самым известным примером является изображение, которое является частью серии «Сто аспектов Луны». Обычно Кумонрю изображается в эффектных боевых сценах, но в версии Ёситоси герой сидит на скамейке под плакучей ивой, спокойный и собранный, в лунную ночь. Его поза и выражение лица являются признаками уверенности в себе и твердости, с оттенком высокомерия. В отличие от версии Куниёси из Суйкодэна, Ёситоси сумел придать своему дизайну ауру безмятежности и красоты, объединив только самые существенные элементы в хорошо сбалансированную композицию.

-4

Кумонрю Шишин

Ёситоси также разработал жанр «Биджин-га» - образы красивых женщин своего времени. Куртизанки были большой частью мира развлечений наряду с гейшами и актёрами. Они были утонченными женщинами, обученными искусству каллиграфии, поэзии, композиции цветов, разговору, танцам и музыке, и работали в специально отведенных помещениях.

-5

«Сто аспектов Луны»

Хотя примерно в начале периода Эдо татуировка всё ещё использовалась для наказания и идентификации, она также стала популярной среди женского населения, чтобы украшать тело. Практика «иребокуро» включала татуировку точек у основания большого пальца, которые соединялись, когда партнеры соединяли руки. «Иребокуро» со временем превратилось в короткие тексты или имена, и куртизанки сами иногда татуировали своих любовников в ритуале взаимного признания в любви.

На одном из рисунков Ёситоси изображена девушка, которая в отчаянии кусает свой носовой платок, пока её руку покрывают татуировкой. Татуировка была распространена среди низших слоёв населения, поэтому наиболее распространёнными клиентами были рабочие и куртизанки.

-6

девушка, кусающая платок

За свою жизнь Ёситоси создал множество серий гравюр, три из которых – «Сто видов луны», «Тридцать шесть привидений» и «Тридцать два вида обычаев и нравов» содержат общепризнанные шедевры. Он стал последним великим мастером гравюр в жанре укиё-а.