Найти тему
Не Лев Толстой

Дети Арбата: политика или личная обида?

Я уже писал о творчестве Анатолия Рыбакова здесь. Хотел бы вернуться на этот раз к его наиболее резонансному произведению: знаменитой трилогии "Дети Арбата".

Creative Commons
Creative Commons

Трилогия как известно состоит из трех частей: "Дети Арбата", "Страх" и "Прах и пепел". Рыбаков вообще любитель писать трилогии, достаточно вспомнить его трилогии о Кроше и трилогию: "Кортик", "Бронзовая птица" и "Выстрел". "Арбатская" трилогия автобиографична, я к сожалению только несколько лет назад прочитал последнее произведение Рыбакова "Роман - воспоминание" и многое стало восприниматься по другому.

Главный герой эпопеи Саша Панкратов - это конечно сам Рыбаков, Варя Иванова - сестра писателя Раиса Рыбакова, первый муж Вари бильярдист Костя тоже реальная фигура, Лена Будягина дочь замнаркома Будягина - это дочь наркома внешней торговли Аркадия Розенгольца, Юра Шарок - это следователь НКВД Шарок, который "шил" дело самому Рыбакову.

Также автобиографична трилогия "Кортик" и др., Рыбаков вспоминает свое детство. И даже в современной трилогии о Кроше есть некоторые элементы биографии Рыбакова.

Так вот: из сравнения этих произведений по моему мнению напрашивается определённый вывод.

Но для начала вкратце опишу общий смысл эпопеи "Дети Арбата".

Скриншот
Скриншот

Начало 30-х годов: Арбатская молодёжь проживающая по адресу Арбат, дом 51 (дом в котором жил Анатолий Аронов (он же Рыбаков)). Кто-то из героев книги заканчивает учёбу (Саша Панкратов - транспортный институт, Максим Костин - пехотное училище, Лена Будягина - переводчик, Нина Иванова - учитель, Вадим Марасевич - журналист, критик, Юра Шарок - юрист). Кто - то (Вика Марасевич) ищет выгодную партию, Варя Иванова ещё учится в школе.

Скриншот
Скриншот

Часть нового поколения (Саша, Максим, Нина, Лена, отчасти Вадим) истово верят партии большевиков, в строительство коммунизма, в светлое будущее. Они комсомольцы и уже активно участвуют в постройке нового общества. Вика Марасевич, коренная московская интеллигентка обуяна страстью обустроить свою жизнь, она презирает новое общество, попадает в лапы НКВД, становится "стукачкой" и в результате выкручивается из положения и выходит замуж за французского аристократа. Стукачом становится и её брат Вадим, активно подстраивающийся под новые реалии, в конце концов по сюжету становится "большой сволочью", он безжалостно "топит" своих литературных собратьев по указке сверху, даже своего отца доводит до смертельного приступа своим страхом и приспособленчеством. Юра Шарок попадает в "боевой отряд" партии - НКВД, он по сути антисоветчик, "контрик", помогает уничтожать "ленинскую гвардию", затем его перебрасывают в ИНО НКВД (внешнюю разведку). Юра морально нечистоплотен, ни во что не верит, одна история с Леной Будягиной чего стоит. Варя Иванова - мечущаяся натура, любит Сашу, живёт с Костей, затем выходит замуж за Игоря Владимировича, но Варя чистый, честный человек, на неё можно положиться, Варя бросается помогать всем нуждающимся (матери Саши Панкратова, сестре Нине, Лене Будягиной). В конце концов Варя гибнет на фронте, напоследок увидев любовь всей своей жизни - Сашу.

Скриншот
Скриншот

И наконец "оплот" советской власти: Саша Панкратов: попадает в ссылку, прячется от "вездесущего" НКВД по городам страны, на фронте его также, как и Варю ждёт гибель. Максиму Костин везёт, его заметил сам Жуков, дослуживается до генеральского звания. Нина Иванова с помощью Вари избегает ареста и становится женой Максима, но Нина после того, как избежала ареста, боится за себя, за свою семью. Лена Будягина видимо погибает в огне сталинских репрессий, ей не в состоянии помочь ни Варя, ни Саша со своим другом Глебом.

В трилогии есть ещё один главный герой - это САМ Товарищ Сталин.

Скриншот
Скриншот

Сталин вездесущ, все знает, все организует, постоянно думает, как уничтожить или послать в лагеря побольше народу. АБСОЛЮТНОЕ ЗЛО.

У Рыбакова Сталин - это не человек, а божество со знаком минус.

Повторюсь, так вот: согласно автобиографии Рыбакова, сам Рыбаков- - Панкратов во время войны офицер Советской армии, после войны - писатель, несмотря на судимость получивший сталинскую премию. Лена Розенгольц в 30-е годы правда гибнет, но в результате какой то тёмной истории, а не в результате репрессий, Рая Рыбакова - успешный архитектор.

Как так то? А где "кровавая гебня"?

Creative Commons
Creative Commons

Анатолий Наумович как я понимаю написал эту трилогию через призму своей личной обиды: человек, безусловно талантливый, эрудированный был вынужден находиться ни за что, ни про что в ссылке за какую то ерунду. В эпопее какая-то безнадега, безысходность, чёрные краски. Я очень люблю произведения Рыбакова, часто перечитываю, в том числе и "Дети Арбата", но общая идея трилогии, извините слишком конъюктурна, автор талантливо увязал свои жизненные проблемы с конъюктурой конца 80-х и 90-х годов.

Сталинские репрессии - безусловно зло, но так ли они масштабны? И в них виноват один Сталин? А миллионы доносчиков в 30-е и 40-е годы, их всех заставил писать доносы Сталин? А "Ленинская гвардия", восхваляемая Рыбаковым, так ли уж она совсем не виновата? Безумно жалко простых людей: рабочих, крестьян, творческую и техническую интеллигенцию, уничтоженных и погибших в лагерях, а раздавленные молотом репрессий партийные функционеры, допустившие того же Сталина до власти, так ли уж не виноваты? Вопросов много, а ответов нет.

Не Лев Толстой