Найти в Дзене
По жизни с собакой

Как связаны стресс и память и причем тут дрессировка собак

Многие пытаются отучить собаку прыгать на себя, ставить передние лапы. Некоторые вообще запрещают это делать своим собакам. А я, как ни странно, сама научила Басту это делать. И при этом ещё радостно хвалю ее и угощаю.

Хотите узнать, зачем я так делаю? Читайте эту статью до конца и всё поймете.

Для начала давайте немного поговорим о стрессе.

Наверняка все знают, что очень сильный, а также частый, продолжительный, хронический стресс - это очень плохо. Такой стресс разрушает организм и приводит к различным болезням - гипертонии, атеросклерозу, диабету, снижению иммунитета, депрессии и даже преждевременной гибели.

А как стресс связан с дрессировкой? Сейчас расскажу. Для начала давайте разберемся, что такое дрессировка. Она включает в себя две составляющих:

1. Обучение.

Мы прежде всего учим собаку определенному действию по нашему сигналу. Это затрагивает функцию памяти и осознанности. Собаке надо запомнить команду и что ей надо сделать вслед за тем, как она эту команду услышала.

Надо научиться слушать человека, вычленять из его речи нужные слова и выполнять нужные действия, причем иногда довольно длинные и сложные. Это серьезная нагрузка на когнитивные способности, проще говоря, это развивает мозги.

2. Подчинение.

Да, даже работая с собакой на положительном подкреплении и по сути не принуждая ее ни к чему, хозяин руководит поведением собаки. Он управляет ею, командует ей сделать то, что необходимо в данный момент, даже если собака сейчас считает иначе.

В паре человек - собака не может быть демократии, здесь полностью царит авторитарный режим. Если собака хочет бежать через дорогу, чтобы задать трепку другой собаке, то ее мнение в данный момент неуместно и она вынуждена делать то, что велит хозяин. Ради ее же безопасности.

И это не обсуждается, собака подчиняется требованиям владельца. При этом мудрый владелец, конечно, не причиняет собаке боль, не запугивает ее. Вместо погони за кошкой он просто предложит ей игрушку из своих рук и все будут счастливы.

-2

В этой статье я хотела бы затронуть тему именно обучения собаки и как это связано со стрессом. Сильный, тяжелый, длительный стресс, а именно гормоны стресса глюкокортикоиды, негативно влияют на процесс обучения.

Под их чрезмерным и длительным воздействием разрушаются клетки гиппокампа - отдела мозга, отвечающего за восприятие нужной информации, сохранение ее в виде кратковременной памяти и перевод ее в кору для преобразования в долговременную память.

Сильный и продолжительный стресс нарушает работу гиппокампа, при этом нейронные сети теряют связность.

От каждого нейрона отходят разветвленные отростки, которые формируют синапсы с отростками других нейронов. Эти отростки - аксоны и дендриты, отвечают за коммуникацию между нейронами.

В исследованиях на крысах было доказано, что уже через несколько недель постоянного стресса или после введения больших доз глюкокортикоидов, эти отростки начинают иссушаться и сложность нейронных сетей снижается.

То же самое происходит и в мозге приматов. К счастью, в конце стрессового периода нейроны могут восстанавливать связи друг с другом.

Во время сильного длительного стресса нейроны гиппокампа оказываются в опасности, такой стресс может их просто уничтожать. В результате имеется снижение объема гиппокампа и проблемы с памятью.

Именно поэтому никому не хочется подвергаться стрессу и хочется уберечь от этого своих подопечных. Для некоторых слово стресс ассоциируется однозначно с чем-то очень плохим.

Но не все так просто, потому что стресс бывает разный. Для начала давайте разберемся - что же такое стресс?

Стрессор - это любой фактор внешнего мира, выбивающий нас из равновесия. В ответ на это воздействие возникает реакция на стресс, призванная вернуть организму заветное равновесие - восстановить гомеостаз. И если действие стрессоров продолжается слишком долго, это может привести к физическим заболеваниям.

В отличие от животных мы, люди, можем включить реакцию на стресс, просто подумав о потенциальных стрессорах.

Стрессором может быть что угодно - травма, голод, холод, жара, хищник или маньяк, который гонится за жертвой.

Что происходит с организмом во время стресса? В первую очередь активизируется симпатическая нервная система и выделяются гормоны стресса - адреналин, норадреналин и глюкокортикоиды.

Под их воздействием происходит учащение сердцебиения, повышение артериального давления, замедляются процессы пищеварения и усвоения питательных веществ, кровь притекает к мышцам, которые должны работать, чтобы вы унесли ноги от грабителей или льва.

Также повышается уровень сахара в крови - запасы глюкозы, которые хранились в печени и мышцах в виде гликогена, поступают в кровь для того, чтобы снабжать энергией активно работающие мышцы.

Наконец, в время стресса внезапно улучшаются определенные аспекты памяти и обостряются все чувства. Представьте, что вы смотрите по телевизору фильм ужасов и вдруг слышите, как в коридоре сама собой скрипнула дверь. Очень тихо, так, что в другой раз вы бы и не услышали, но сейчас прям выпрыгиваете из штанов.

Но стресс - это не всегда что-то слишком ужасное. По сути все, что активирует симпатическую нервную систему, заставляющую биться сердце чаще, уже стресс, пусть и небольшой.

Радостное событие, приятный сюрприз, будильник, вставание по утрам - это все стрессоры.

А теперь представьте, что вам надо запомнить один рассказ, в котором мальчик с мамой долго идут по улице, мимо различных магазинов, потом переходят через дорогу, приходят в больницу, где работает папа мальчика и тот показывает ему рентгеновский аппарат.

Рассказ получился довольно скучным и однообразным и задержать его в памяти сложно. А теперь представьте примерно такой же рассказ, но немного измененный.

Мальчик с мамой идут по улице, проходят мимо магазинов, потом переходят дорогу и вдруг... мальчика сбивает машина! Приезжает скорая помощь, его срочно увозят в больницу, где работает его отец, который делает ему рентген.

Через несколько недель второй вариант рассказа, особенно его эмоциональную часть вы будете помнить лучше, чем первый вариант этой истории.

Дело в том, что у памяти есть такая особенность - мы лучше запоминаем то, что вызвало у нас эмоции, а нейтральные детали запоминаются гораздо хуже.

При эмоциональном возбуждении активизируется симпатическая нервная система, которая переводит гиппокамп в активное состояние и мобилизует поступление глюкозы в кровь, делая ее доступной для мозга.

Таким образом, в состоянии умеренного кратковременного стресса память улучшается.

Хорошо, немного с этим разобрались, но причем тут дрессировка и в частности обучение. Все очень просто!

Если вы муштруете собаку, как солдата на плацу - упал, отжался, упал, отжался и при этом думаете, что ваш питомец в таких условиях запомнит, что вы от него хотели, то особо не надейтесь.

И вспомните, как вы награждаете собаку - просто спокойно отдаете кусок и с чувством выполненного долга немного гладите собаку по голове. Так поступают очень многие.

Стандартная фраза - я не эмоциональный человек. Ну и что? А собака - эмоциональное животное. И если вы хотите, чтобы она запомнила то, что вы пытались вложить в ее голову, дайте ей необходимый уровень эмоций!

Как это сделать? Как активировать работу симпатической нервной системы у собаки, чтобы возбуждение подскочило и улучшилась работа мозга и памяти?

Награждайте собаку за выполненное упражнение весело, активно и главное - неожиданно! Чтобы произвести вау! эффект. Выдавайте кусок не просто с руки, а в сочетании с сигналом догоняй, чтобы собака его не просто съела, а быстро стартанула за ним.

Выкидывайте кусочки, вынуждая собаку за ними гоняться, резко вынимайте игрушку из кармана, устраивая быструю погоню за ней.

Именно с этой целью я научила Басту ставить передние ноги на меня. В обычной жизни она этого не делает, но если я хочу наградить ее за основное положение или за команду рядом, то резко хвалю и поворачиваюсь к ней лицом, приглашая к себе.

Басте очень нравится этот неожиданный поворот, прыжок на меня и получение целой горсти лакомства. Она рада повторять такое упражнение снова и снова. Поэтому так любит хождение рядом с гарцеванием, не самое простое, между прочим.

Какой вывод из всего этого - ограждая собаку от сильных и длительных стрессов, очень полезно устраивать ей кратковременный всплеск положительных эмоций - тот же стресс, но с положительным значением.

Это кардинально изменит ваши занятия по обучению собаки и улучшит запоминание множества сложных команд.