Найти тему
Вокальный дзен

Исполнитель и эстрада

Концертное исполнение должно становиться «Лакмусовой бумажкой» для исполнителя, ибо здесь он впервые должен подняться над обычным уровнем ремесленного искусства – стать истинным Художником , открывающим слушателям путь в Творчество, в определённой мере быть сверхчеловеком, который обладает особенными способностями и возможностями.

В концерте не только проверяется степень качественности подготовки артиста, но и открываются особые возможности для проявления глубинных структур таланта, резервы его психики.

Концертное выступление дарит артисту и особое, наивысшее состояние духа – вдохновение.

Многие исполнители искали и порой находили как некоторые общие, так и отдельные, индивидуально своеобразные пути подготовки к концертному выступлению и поведению на эстраде, которые способствовали бы снятию чрезмерной стрессовой нагрузки.

«Чтобы владеть публикой, нужно, прежде всего, владеть собой».

По словам Л.Когана: «Артист должен пережить музыку не только в своём кабинете, но и в присутствии публики».

Замысел книги состоит в том, чтобы дать исполнителю оптимальную на данном этапе ориентировку в сложной структуре эстрадного состояния и поведения.

Глава первая.

Исполнение произведения на эстраде как особый вид творчества музыканта.

  1. Закономерности выступления на концертной эстраде.

Сольное выступление на концерте представляет особую форму публичной деятельности музыканта.

Часто, но без основания утверждают, что эстрадное состояние музыканта по своей сути во многом сходно с типичным самочувствием человека в обстановке ответственной публичной деятельности с выступлением ,например, оратора, спортсмена.

На самочувствия исполнителя во время концерта влияют не только многие общие психофизиологические закономерности стрессового состояния, но и художественно – творческие факторы.

Что нового появляется у музыканта во время концертного выступления? Что служит помехой в его деятельности а что напротив, оказывается важнейшим, выводящим артиста на подлинно высокий уровень исполнительского мастерства?

Здесь можно выделить два главных момента. Один из них связан с определёнными изменениями творческой стороны исполнителя, с явным возвышением уровня решения интерпретационных задач в результате возникновения проблемы общения со слушателем. Другой – со значительной трансформацией работы многих психофизиологических механизмов музыкально - исполнительской деятельности, в частности – со стрессовым волнением.

Эстрадное состояние имеет стороны, осложняющие исполнительский процесс. Среди них является стресс, гиперответственность. А также нерегулярность концертных выступлений.

Важную роль в стабилизации концертного состояния играет регулярность выступлений.

Во время стресса возникает огромное психическое, эмоциональное, физиологическое напряжённое, повышаются или, наоборот, падают кровяное давление и температура, учащается сердцебиение, обнаруживается некоторое нарушение кровообращения.

Установлено что во время эстрадного выступления у исполнителя происходят значительные вегетативные изменения.

Во-первых, в кровь из надпочечников выбрасываются повышенные дозы гормонов, что приводит к стимуляции всех систем организма, к увеличению содержания сахара в крови. Повышенный выброс адреналина в кровь, провоцирует защитную, то есть пассивную реакцию. Выброс норадреналина провоцирует агрессивную реакцию.

С эстрадным волнением связаны существенные изменения различных психофизиологических параметров. Это чрезмерная стимуляция двигательной активности, повышение тонуса мышц, учащение сердцебиения, нарушение естественного ритма дыхания.

У крупных исполнителей во время концертного исполнения происходит своеобразный процесс раздвоения внимания.

2.Психологические особенности эстрадного состояния исполнителя.

Сложное, необычное и ещё малоизученное состояние организма и психики музыканта – исполнителя, связанное с подготовкой и проведением концертного выступления , обычно классифицируется как состояние стресса. Стресс бывает эмоциональным, информационным.

Другая сторона эстрадного состояния связана с фрустрацией – дезорганизацией работы сознания, торможением наиболее тонких и сложных структур регуляции деятельности. Защитой от фрустрации может быть игра сочинений.

Третья сторона эстрадного состояния связана с внутриличностым конфликтом – субъективным переживание невозможности уклониться от необходимости выйти на эстраду и обязанности сыграть там.

Существует ещё одна сторона состояния - кризис. Для него типична ситуация, когда возникают серьёзные, порой прямым путём неразрешимые противоречия между желаемой целью и невозможностью ее достойно реализовать как из-за отсутствия необходимых способностей, так, в частности, и по причине типичных психологических срывов.

Общим для всех этих четырёх состояний является высокий уровень напряжённости нарушение привычных норм жизнедеятельности.

Сам уровень психофизиологического напряжения, активации внутренних структур не является одинаковым при решении различных художественно – исполнительских задач на разных этапах выступления артиста. Поэтому не всегда следует максимально включать себя в деятельность. Полезнее каждый раз находить оптимальный уровень оптимизации. В данном отношении можно рекомендовать опираться на следующие положения :

  1. Исполнение нового, недавно подготовленного сочинения более высокого уровня психофизиологического напряжения, по сравнению с ранее сыгранным.
  2. Чем менее трудна и масштабна задача, тем более низкого уровня психофизического напряжения требует ее реализация.
  3. Напряжение не может оставаться одинаковым во время всего выступления.
  4. Величина энергии, необходимая для исполнения какой – либо пьесы неё всегда пропорциональна продолжительности.
  5. Спокойный, уравновешенный человек нуждается для оптимальной работы в несколько меньшем уровне энергетики, возбудимый же – в большем.

Глава вторая

До концерта

1.Условия и благоприятствующие факторы подготовки к выступлению.

Для достижения оптимальных результатов необходимо обеспечить выполнение четырёх важных условий:

Осуществить психологическую подготовку.

Создать определённые резервы различных сторон исполнительской деятельности – художественный, технологический, психологический «запасы» стабильности и мобильности процесса воссоздания произведения на эстраде.

Сформировать умение доводить изученные произведения до стадии перехода в сжатую форму.

Научится максимально реализовывать на эстраде свои, порой глубоко скрытые творческие возможности и резервы.

С самого начала необходимо использовать специальную методику работы над сочинением, которую модно охарактеризовать словами «с прицелом на эстраду. То есть – с установкой на «сворачивание» текса в кодовую форму, на концертный формат подачи, на восприятие слушателя – другого человека.

Следует заранее учитывать особенности возникновения на эстраде таких неосознаваемых психических явлений, как интуиция, установка, инсаит и др.

Важно улавливать и запоминать динамику изменения собственного концертного состояния во время выступления и в соответствии с этим вести подготовительную работу.

Для лучшего самочувствия на эстраде необходимо приучать свой организм нагрузки во всех сферах деятельности. Как ни парадоксально, этот опиум лежит между высокими требованиями по всем параметрам и лишь несколькими завышенными , отнюдь не между высокими и средними показателями. Объяснение данного парадокса кроется в том, что чрезмерное требование привело бы к чересчур заметному усилению стресса, что нежелательно. Поэтому именно определённое повышение создаёт запас стрессовой устойчивости. Занижение же, уменьшая стресс, не позволяет включать важнейшие активизирующее механизмы., которые ,обеспечивая функционирование своеобразной «сверхпрограммы» действия, реализуемой на эстраде, не дают возможности в полной мере использовать стимулирующие воздействия концертного подъёма энергии.

Следует различать две стороны процесса – активацию и стабилизацию.

2.Некоторые вопросы работы над музыкальным произведением в аспекте публичного исполнения.

Главной задачей является закрепление тех необходимых исполнительских движений , которые позволяют наиболее верно воспроизвести то, что заложено в нотном тексте, а затем на эстраде максимально реализовать изученное.

Среди способов обогащения содержательной картины исполнения одним из наиболее продуктивных является метод импровизации, в частности, написанные к нему каденции. При импровизации резко активизируется воображение и фантазия.

Распространено мнение, что истинно творческое настроение у исполнителя должно возникать на эстраде. Только полная отдача всех интеллектуальных, психических и физических сил во время домашних занятий и на уроке, максимальная концентрация внимания могут обеспечить такое же состояние и во время выступления.

Психологи выделили пять основных иерархических структур отбора.

Первая - Модель жадности»

Вторая – «Модель скромности»

Третья – «Модель целесообразности»

Четвертая - «Модель лимита времени»

Пятая – «Модель неожиданности»

Для активации положительных черт игры необходима положительная энергетика. Однако некоторые исполнители преднамеренно гасят излишний, по их мнению, уровень возбуждения. Здесь мы приходим к важнейшему вопросу : в какой окончательной форме произведение должно быть внесено на концертную эстраду? Практика довольно крупных музыкантов показывает :такая, казалось бы вполне благополучная форма далеко не всегда обеспечивает наиболее высокий уровень художественности и стабильности игры.

Существует ещё одна, наиболее ёмкая форма. Это сжатая, так называемая кодовая форма.

3.О кодовой форме фиксации музыкального текста в мышлении и в памяти исполнителя, ее значении для успешного выступления.

Сочинение, которым овладевает исполнитель при изучении проходит несколько стадии подготовки. Начальный период, когда осуществляется своеобразное вхождение в мир художественных образов произведения.

Второй период, когда происходит определённо дробление целого, уточняются функции и пропорции частей, выявляется множество значимых деталей, вариантов, различных прочтении.

Обычно в конце третьего этапа произведение считается готовым к исполнению и вносится на эстраду.

«Кристаллизация формы», сжатие в коротко обозримую, компактную. Целостную структуру – кодовую форму – есть следствие изменения способа бытия произведения в сознании музыканта.

Кодовая форма произведения может быть прочитана внутренним слухом музыканта в значительно убыстрённом темпе, а зрительно быть представлена почти одномоментно. Важно знать, что такое внутреннее ускорение времени – не есть субъективное ощущение его течения, а реально существующее, объективное психическое явление.

Характерной особенностью существования произведения в кодовой форме является то, что оно может быть легко воспроизведено исполнителем даже при почти полном выключении осознания самого процесса игры.

4. Представление о готовности музыканта и произведения к концерту.

Каковы же критерии профессиональной психологической готовности исполнителя и сочтинения к выступлению на эстраде?

Критериями достижения искомой степени художественно - технологической готовности сочинения к концертному исполнению, по нашему мнению, являются:

- завершение стадии поиска путей воплощения авторского и собственного исполнительского замысла, компромисса в выборе адекватных выразительных средств.

-появление особого ощущения в мобильности в игровом состоянии рук.

-нарастание процесса стабилизации, что свидетельствует об активной редукции целого и возникновений необходимой кодовой формы сочинения.

- исчерпывание в чем-то намеченного ранее пути выявления искомой художественной образности и выразительности игры, что может даже приводить к некоторому снижению заинтересованности музыканта в дальнейшей углублённой работе над данной пьесой.

По мере овладения подготовляемой программой у исполнителя должна ещё во все большей степени возрастать субъективная, психологическая сторона готовности к концертному выступлению. Здесь можно выделить следующие моменты:

-заметно улучшается знание текста сочинения и ориентация в нем, в частности, достигается умение начинать его слабого места, полноценно включаясь в исполнительский процесс.

- все больше растёт внутренняя. Эстетическая удовлетворённость результатами работы и сочинениями.

-возникает психологическое представление ор лёгкости пьесы.

-постепенно исчезают психические состояния сомнения, опасения по поводу благоприятного самочувствия на концерте.

-текст пьесы все легче проигрывается внутренним слухом.

-ослабляются процессы непосредственного сознательного управления своей игрой и концентрации ее в деталях.

Назовём теперь ряд основных факторов готовности исполнителя к концертному выступлению:

1.Мативационная готовность

2. Оперативная готовность

3.Ситуативная готовность

4.Долговременная профессиональная готовность

5.Стадия непосредственной подготовки к выступлению.

Накоплен богатейший опыт предконцертного поведения артиста.

За несколько дней до концерта не целесообразно увеличивать количество занятий, изменять их содержание. А самое главное - не портить то, что сделано. Попытка же работать над сочинением до самого выступления, как это нестранно, может лишь способствовать усилению волнения и ухудшать выступление не только из-за помех, но и потому, что у исполнителя сохраняется и даже усиливается ощущение неустойчивости целого.

В предконцертном состоянии у исполнителя нередко изменяются отдельные черты поведения, характер реагирования, что всегда надо учитывать при этом:

1.порой развивается некритическое качество игры, недооцениваются замечания педагога.

2.подчас увеличиваются сбои навыков, особенно недавно приобретённых и потому неустойчивых.

3.иногда в определённой мере обостряются отношения с окружающими, появляется отрицательная оценка собственных достижений и возможностей.

4.часто снижается концентрация внимания при занятиях.

5.нередко сознание излишне сосредотачивается на будущих событиях – прежде всего, на тех или иных последствиях выступления.

Исполнителей следует различать по характеру функционирования у них контроля, за игровыми действиями. Существуют люди так с называемым внутренним контролем» деятельности. Другим присущ «внешний контроль» деятельности.

В предконцертный период входит и репетиция. Одна из важных проблем – точный выбор времени для репетиции. Наилучший вариант планирование репетиции – тот, когда ещё остаётся один день до концерта.

Опыт международных конкурсов показывает, что те участники, которые, согласно жребию, репетируют произведения последнего тура с оркестром накануне, играют на репетиции хорошо, а на конкурсе, зачастую, хуже.

На репетиции категорически запрещено повторять произведение.

Важны лишь уточнения масштаба звучания или темпа в отдельных эпизодах произведения.

Во время репетиции надо дать исполнителю возможность свободно проиграть сочинения для того, чтобы воспитать ощущения полного эстрадного охвата формы.

6.О поведении исполнителя в день концерта.

Особое волнение, достигающее апогея, ожидает исполнитель в день выступления.

Вставать не очень рано, чтобы не растягивать игровой день и беречь энергию.

Завтрак необходим достаточно плотный.

Занятия на инструменте не должны быть слишком интенсивными. Чтобы заранее не счерпать силы.

До обеда желательно совершить прогулку.

После сна не следует принимать душ.

Артисты приезжают в заранее, чтобы спокойно обжить артистическую , не спеша одеться, привыкнуть к температуре артистического зала, почувствовать его атмосферу немного поиграть там.

Артистов, выходящих на сцену, принято напутствовать словами, которые носят оберегающий характер: «Ни пуха, ни пера!» (традиционный ответ: «К черту!»).

Важным моментом подготовки в выступлению, являются различные методы самовнушения, самопрограммирования, которые способствуют снятию тревоги.

Действенным средством от волнения является сахар. Необходимо за 10-15 минут до выступления съесть 5-6 кусков быстрорастворимого сахара, которые можно запить небольшим количеством воды или слабого, очень сладкого чая.

7.Предконцертная «лихорадка»: средства преодоления.

По мере того, как выступление приближается, многие исполнители в большей или меньшей степени начинают испытывать некоторые болезненные ощущения, а порой даже чувствуют значительное недомогание.

Признаки такого состояния множественны. Это – упадок сил, нарушение сна и пищеварения, лёгкое головокружение, повышение температуры, озноб потеря аппетита, раздражительность, вялость мышц, боли в сердце и пр.

Таких больных никак нельзя назвать симулянтами.

Попытки исполнителя волевым усилием подавить возникающие болезненные ощущения, чувство напряжения, могут вызвать обратную реакцию.

Экстренные пути преодоления начавшихся болезненных ощущений можно порекомендовать, прежде всего, выявить истинную причину развивающего нервного состояния. Среди этих причин могут быть следующие:

-фактическая недоученность сочинения или его отдельных мест.

-переоценка своей ответственности за выступление.

-непривычное состояние рук и психики при волнении.

Для снятия болезненного реагирования на эстраду перед самым концертом, помогают и некоторые приёмы аутогенной тренировки, дыхательные упражнения, упражнения на расслабления мышц.

Теперь – несколько слов о приёме лекарств. В определении целесообразности их употребления и дозировки возникают определённые трудности. Самое важное состоит в том, чтобы в эмоциональной памяти исполнителя не зафиксировалось пережитое болезненное состояние как неизбежное и непреодолимое. Якобы всегда сопутствующее выступлению музыканта на эстраде и ,как правило, серьёзно ему мешающее.

Выступление на эстраде – специфическая форма исполнительской деятельности, выводящая музыканта на высший уровень художественного творчества и позволяющая ему заглянуть в неведомые глубины его истоков.

Музыкальное произведение, многократно сыгранное на эстраде, в чем-то изменяется для исполнителя, постепенно открывая ему все большее пространство выражения.

Эстрада предъявляет к исполнителю огромные требования.

Невзирая на волнения, страх, повышенное чувство ответственности, настоящий исполнитель – артист преодолевает их и стремиться на эстраду, чтобы отдать все свои творческие силы выступлению.

Эстрада - лучший учитель исполнения!