Чтобы стать провизором необходимо потратить на обучение 5 лет в институте/академии на изучение основных предметов и 1 год на специализацию, а затем каждые 5 лет повышать свою квалификацию проходя обучение на различных курсах профессиональной подготовки. Можно сказать, что учиться приходится всю свою профессиональную жизнь.
Чтобы стать продавцом особых навыков не требуется, достаточно пройти обучение для работы с кассой и иметь санитарную книжку. Поэтому когда фармацевта/провизора называют кассиром или продавцом -это обидно. Только вот проблема не в обществом мнении, а скорее в современных реалиях. С приходом маркетологов, мерчендайзеров и т.д главная задача аптеки - оказание квалифицированной помощи - отходит на второй план, а на первый выходят показатели товарооборота, посещаемости, дневной выручки и прибыли.
Требования к фармацевтическим работникам высоки как в профессиональном плане, так и в плане выполнения соглашений по маркетингу. И количество этих требований чаще всего не соответствует зарплате и уж тем более не способствует уважению со стороны покупателей.
По данным кадровых агентств и из личного опыта в крупные аптечные сети на топовые должности берут именно управленцев, которые в большинстве своём не имеют фармацевтического образования. Отсюда и получаются казусы с обязательным предложением «товара дня». Хорошо если им окажется гематоген, но в моей практике не редко таким товаром был рецептурный препарат, который отпускать и предлагать самостоятельно без назначения врача ты не имеешь права.
Что же делать? Как сохранить «лицо» профессии?
Во-первых, хорошо бы в качестве управленцев брать людей со специальным образованием. Дабы пресловутый «товар дня» был корректным предложением.
Во-вторых, необходимо в саму аптеку брать квалифицированных специалистов. Встречаются и недоучившийся «специалисты», и студенты, и Бог знает кто ещё. Фармацевт/провизор должен обладать достаточными знаниями чтобы уверенно и четко отвечать на вопросы покупателей касающиеся применения лекарственных препаратов.
Порой сотрудник аптеки путает названия препарата, не знает правил хранения, кратность применения, не может ответить на вопрос о побочных эффектах.
В -третьих, нужно решить проблему с нехваткой кадров. Аптеки буквально на каждом шагу. Минимум должно быть 4-5 человек в штате, а это примерно 300000 человек с высшим и средним фармацевтическим образованием. ВУЗов и колледжей обучающих по данной специальностей не так много и они просто не успевают выпускать столько специалистов. Работодатели берут на работу не квалифицированных сотрудников, что портит имидж профессии.
В-четвёртых, отсутствие в правовой базе такого понятия как «фармацевтическое консультирование». Необходимость в нем не подлежит сомнению, но отсутствие понимания что именно должна включать в себя консультация ведёт к тому, что каждый трактует данную обязанность по своему.
В- пятых, нет четкого обозначения что же такое аптека. Это часть системы здравоохранения или торговая организация?
С одной стороны, в обязанности фармацевта/провизора входит оказание первой медицинской помощи, что характеризует организацию как здравоохранительную, а с другой, согласно закону, аптека - организация, осуществляющая розничную торговлю лекарственными средствами.
Вывод: необходимо изменить образ фармацевта/провизора в сознании каждого пациента, устранив обозначенные выше проблемы. А также обеспечить поддержкой фармспециалистов на законодательном уровне. И тогда ответ на вопрос фармацевт - это продавец или специалист будет для каждого очевиден.
А что Вы думаете по этому поводу? Пишите в комментариях.