Найти в Дзене
Фонд КРИПТОСФЕРА

Показания свидетелей. И.М. №11. ЗАПАДНАЯ СИБИРЬ. КРАСНОЯРСКИЙ КРАЙ.

Оглавление

Доброго дня дорогие читатели. Продолжаем читать показания свидетелей встреч с Реликтовым Гоминидом из Информационных Материалов № 11. Данные тексты в оригинале доступны в свободном доступе на сайте Аламас.ру.

№816.

Рассказ М.Г. Б_____.

«В 1985 – 86 годах я ездила в Западную Сибирь. В 1985 году во время возвращения оттуда, где я собирала фольклор и рассказы очевидцев о реликтовых гоминидах, моим попутчиком в поезде оказался молодой охотник Володя, манси по национальности. Он заинтересовался тем, что я рассказала ему о своём путешествии. Слушал меня с огромным вниманием и задавал много вопросов.

Узнав, что я не сторонник тех, кто собирается ловить, усыплять или убивать искомое существо, он вдруг признался, что дед, отец и он сам не раз видели такое животное. Володя рассказал, что в глухом кедровом бору, стоящем в окружении болот, в семидесяти километрах от посёлка, у него есть сложенная ещё дедом охотничья избушка.

Лет сорок назад дед заметил, что по ночам, обычно к рассвету, кто-то подходит к ней. Дед и отец заинтересовались неведомым посетителем и не раз из окна видели его.

Пришелец был велик ростом, могучего телосложения, без одежды, с головы до ног покрыт волосами красно-коричневого цвета, за исключением левой руки, где от кисти до локтя цвет волос был белым. За это его прозвали Меченым. О своём прибытии, как это ни удивительно, Меченый извещал стуком в окно. Может, предупреждал, чтобы не столкнуться, а может, наоборот, вызывал. Но испуганные люди никогда не выходили из избушки при его появлении.

Охотничья лайка при появлении Меченого всегда скрывалась и возвращалась после его ухода. Постучав в окно, Меченый обычно ходил некоторое время около избушки, будто что-то искал. И при этом что-то бормотал. Приходил он обычно в августе, в некоторые годы его не видели вовсе, а в 1985 его видели дважды.

Не буду утверждать, что я сразу же поверила моему спутнику. Видимо, почувствовав это, Володя предложил мне приехать к нему в гости с тем, чтобы я убедилась в правдивости его слов. Место это весьма удалённое от Москвы, и в 1986 году мне выехать, туда не удалось. Между тем Володя писал мне, что в 1986 году Меченый три раза появлялся возле избушки. И вот снова письмо от Володи с приглашением на лето 1987 года. Но он поставил условием, что я могу сообщить о своём наблюдении только в том случае, если оно состоится, но не должна называть его фамилию и место жительства, а также не брать с собой фотоаппарата. Условие, разумеется, было принято. Я взяла с собой мешочек с гипсом для изготовления слепков следов в случае их обнаружения и поехала. Об отсутствии фотоаппарата не жалела, так как была уверена, что не смогу сделать хороших снимков в тех условиях, при которых, по словам Володи, появляется Меченый. Кроме того, подготовка к съёмке и само фотографирование будет отвлекать от собственных наблюдений и может отпугнуть того, чьё расположение казалось мне самым важным.

И вот в августе 1987 года я оказалась в далёком таёжном посёлке Тюменской области. Володя и его жена Надя, отец и дед приняли меня радушно и подтвердили всё то, что я уже знала от Володи. В субботу 15 августа Володя, Надя и я с трёхмесячной лайкой по кличке Бокс отправились из посёлка к заветной избушке. Путь был трудный, последний этап пролегал через болота. До избушки мы добрались только к вечеру, совершенно выбившись из сил.

Перед тем, как лечь спать, Володя положил под окном несколько брёвнышек и накрыл их листом фанеры, на котором обычно сушатся кедровые орехи. «Чтобы не застал врасплох», - пояснили мне. Его предусмотрительность оказалась не напрасной. На рассвете мы услышали, как кто-то наступил на фанеру и затем раздался быстрый двойной стук в окно. Я пулей метнулась из постели и выскочила в дверь, на крыльцо. Володя и Надя последовали за мной. Светало, и первое, что я увидела, было белое пятно на фоне тёмных деревьев. После этого я увидела всю фигуру стоявшего перед нами Меченого.

Он стоял от нас в пяти метрах, прислонившись к стволу высохшего кедра с ободранной корой. Резко выделялась белая часть левой руки от кисти до локтя, ярко светились красные глаза. Освещение было достаточно хорошим, и я находилась столь близко, что подробно могла его рассмотреть. Рост – два метра. Он смотрел на нас своими огненными глазами, переводя взгляд с одного на другого. При этом издал какой-то звук, похожий на «кхэ», как будто прочистил горло, не разжимая губ.

В целом по своим пропорциям, особенно нижних конечностей, это было существо, подобное человеку, а не обезьяне или медведю, стоящее на задних лапах. Но, в то же время, он по-звериному, весь был покрыт густой короткой шерстью красновато-коричневого цвета, за исключением предплечья левой руки, которое было белым. Голова в фас выглядела округлой, но позднее, когда Меченый повернулся, я заметила удлинённый затылок. Волосы на голове короткие, 2-3 см длиной. Кожи лица я не видела, так как всё оно заросло волосами, не видно было ни ушей, ни носа, ни ноздрей. Видны лишь глаза, продолговатые, глубоко посаженные под выступающими надбровьями. Челюсти незначительно выступают вперёд, видна узкая длинная щель рта. Голова посажено прямо, шеи не видно. Очень широкие плечи, необыкновенно развитые. Подобная мускулатура возможна разве у культуриста. Грудь мощная, бочкообразная. Могучие руки свободно свисают вдоль тела, длина их такая же, как у человека. Кисти рук непропорционально большие. На ладонях была видна необволошенная кожа, также красноватого цвета. Ноги длинные, стройные. Ступни, как и кисти рук, казались тоже непропорционально большими.

Голова у меня была совершенно ясной. Наступило мгновение, когда я подумала: «Что же дальше? Мы подойдём к нему или он к нам? Впрочем, нужно ли это вообще?». И тут «противостояние» кончилось так же внезапно, как и началось. Раздался лай и визг Бокса, который бросился из-за избушки к ногам Володи, то ли спасая хозяина, то ли ища у него защиты. Меченый быстро повернулся, сделал шаг за дерево и скрылся в лесу. Мы вернулись в избушку и заперли дверь. Когда, наконец пришли в себя, то снова вышли наружу, подошли к сухому кедру, возле которого стоял Меченый.

Мы долго искали следы под деревом и далее, в направлении, куда скрылся Меченый, но везде земля была покрыта толстым слоем кедровых иголок, и следов они не сохранили. Затем мы обошли избушку, тщательно разыскивая следы. Всё напрасно: следов Меченого, мы так нигде и не нашли. Ходили мы всё время втроём, вернее четвёртым был Бокс. Мы были угнетены и подавлены. Володя и Надя не раз повторяли: «Зачем мы к нему вышли?». Мы пробыли там ещё восемь дней и вернулись в посёлок, когда Володе нужно было возвращаться на работу.

Никаких действий для привлечения Меченого мы не предпринимали, никаких привад не раскладывали. Да и вряд ли они помогли бы, так как, по словам хозяев избушки, Меченый никогда ничего из припасов людей не брал, хотя возле избушки часто сушились кедровые орехи, то грибы, то стояла бочка с клюквой. Вернувшись в Москву, я места себе не находила, а тут ещё получила тревожное письмо от Володи, в котором были такие слова: «Не знаю, как жить будем дальше».

Я решила, что надо, не откладывая, снова поехать с ним на то место. В середине октября мы, как и в первый раз, снова оказались в знакомой избушке. Ни в первую, ни в последующие ночи никто в окошко не постучал. Лишь однажды ночью мы услыхали странный протяжный крик в лесу, и мы подумал, что это крикнула птица. Утром хватились Бокса, звали его, но он не появлялся. Стали искать в лесу и метрах в ста от избушки нашли его тело, разорванное от хвоста до ключиц. Кости черепа были под кожей разбиты с правой стороны, челюсти сомкнуты, язык торчал изо рта и был прикушен зубами. Мы были потрясены таким зрелищем.

«Меченого работа», - сказал Володя. Действительно, подобным образом со своей жертвой не расправляется ни одно из известных нам животных. Для этого нужны не лапы, а руки и огромная сила. Мы решили, что Меченый подстерёг Бокса, схватил за задние лапы и с размаху ударил о ствол дерева, разбив череп. Перед смертью пёс издал крик, который мы слышали ночью, и прикусил язык. Мы захоронили Бокса на болоте, прикрыв мхом. Это было 22 октября.

Человек не робкого десятка, таёжник, ходивший на медведя, Володя был не на шутку встревожен случившимся, стал собирать вещи, и в тот же день мы покинули зимовье. В сезон 1988 г. я вновь приехала в эти края. Срок появления Меченого в этой местности обычно с 15 по 25 августа. Мы считаем, что Меченый в этих местах не живёт, так как даже временной лёжки и хотя бы старых следов мы во время осмотра окрестностей не обнаружили. Ночи с 16 по 20 включительно были в избушке, не спали. В окошко никто не стучал. Никакие крупные животные к ней не приближались. Жареное мясо, подвешенное на шестах на высоте человеческого роста, оказалось не тронутым.

Следовые полосы (три на четыре метра), ни меловые, ни посыпанные мелким молотым кирпичом, не имели на себе даже птичьих следов. Нитяные тенета, натянутые между деревьев, окружающие поляну, повреждены не были. С 21 на 25, оставив избушку на деда, мы с Володей переместились на ночь на край бора и болота в том месте, которое ещё с прошлого года казалось нам подозрительным (у нас было подозрение, что он приходил с той стороны).

В ночь с 22 на 23 августа, буквально непроглядную, с 11 до 6 часов утра мы не смыкали глаз. Устроились под навесом из палатки, ногами в сторону деревьев и болота (? – ред.). Место было удачное – под нами была вмятина и только головы возвышались над землёй, да и то не полностью. Небо было мрачным, абсолютно тёмным. Будто, наконец, на исходе лета решил пойти дождь. Вообще дождей не было даже весной, и поэтому на кромке болота появилось много нетипичной растительности. В частности выколосились злаковые травы. Их золотистые стебли и листья в связи с негустой плотностью растений были надломлены ветром на разной высоте. В этом году здесь было необычайно сухо. Мхи стояли затвердевшие, но не ломкие, а эластичные – надавишь, тут же медленно возвращаются в исходное положение. Небо через каждые 5-10 минут освещалось огромными зарницами с разных сторон, было впечатление. Что перед нами была периодически подсвечиваемая сцена. Воробьиная ночь. В какой-то момент мы одновременно заметили согнутую фигуру Меченого. О то продвигался ближе к кромке леса, то уходил глубже в сторону болот. То возвращался назад. Передвигался он неравномерно, слегка подпрыгивая, как это делает человек, боясь на что-то наступить. Время от времени он падал животом на траву и поднимался. Сжимая что-то пальцами правой руки (ногтями вверх). А затем, без всякой предварительной очистки, не рассматривая, по-деловому (без потрошения, как мы об этом не раз слыхали) начинал откусывать от этого «ломтя» так, что это напоминало игру на губной гармошке. Такие действия мы наблюдали не меньше часа – с 12 до часа с четвертью.

Самое близкое расстояние, на которое он приближался к нам, было метров 25. Мы ясно видели белую часть его руки, что не вызывало сомнений, что перед нами был именно Меченый. Я имела представление, как гоминиды в других местах разделывают тушки пойманных грызунов. Распространено мнение, что гоминид отбрасывает какие-то, кажущиеся ему несъедобными или ненужными части. Но здесь ничего подобного не было, и по «мягкости» процесса еды казалось, что может быть, это происходит охота на лягушек или ящериц, к тому же мы не слышали писка жертвы, что неизбежно имело бы место в случае с грызунами.

Позже, во время поисков каких-то остатков, мелких животных мы не обнаружили. Удалился Меченый так же невыразительно, как и предстал перед нами. Всё в природе было сильно наэлектризовано. Между ног Меченого и высохшей травой, в которую он то и дело погружался, временами возникали слабые, но достаточно заметные электрические разряды. Тогда я не предполагала, что через месяц буду держать в своих руках шерстинки и удивляться их невероятной наэлектризованности. Только рассвело, мы бросились искать следы, но их не было, так как моховая подстилка выровнялась.

В траве местами отпечаталось его двухметровое тело, а также проходы между местами падения. Но всё это бесформенно, неопределённо, и трава поломана на неодинаковой высоте. Даже на фотографии понять что-либо нельзя. Может быть, имело бы смысл фотографировать с дерева или с вертолёта, но ни того, ни другого, ни даже фотоаппарата у нас не было.

Но я благодарна судьбе и за то, что видела этого зверя. Всё понимающий, так называемый простой человек Володя сказал: «А разве всего виденного пока нам с Вами мало?

И ещё: «Я не хотел бы видеть Меченого на лабораторном столе – я не мог бы после этого жить».

Кн. «Легенды для взрослых», Москва, 1990 г. М.Г. Б_____

Комментарий издающего редактора Н.Н. Акоева № 21.
В этом рассказе М.Г. Б_____ очень много выдуманного (см. статью «Разбор полётов 1 — М.Г. Б_____ и не только» на сайте в разделе «Новости», в частности:
1. Знакомство в поезде, полностью выдумано, т. к. известно, что с Александром С______ (настоящее имя) Б_____ познакомила местный краевед Ольга Александровна К______, собиравшая материал по «комполену» (мансийское название лешего) и написавшая о нём интереснейшую книгу «Взгляд в спину».
2. Несмотря на обилие слов, очень мало подробностей, только общеизвестные.
3. Щенок не испугался комполена, что очень необычно.
4. Сама Б_____ проявила отменную храбрость первой, выскочив из избы, навстречу лешему в одной ночной рубашке, хотя в эпизоде на Ловозере (см. указанную выше статью), при аналогичной ситуации, пребывала в состоянии ужаса и не могла двигаться подобно кролику перед удавом (с её слов).
5. Комполен появился в первую же ночь, также как и на Ловозере, что весьма маловероятно, поскольку он якобы приходил к избушке 1-2 раза в год.
6. Как и в других случаях Б____ не приводит никаких выходных данных (фамилий, мест и т.д.), что не позволяет проверить ни одно из её утверждений.
7. Комполен проявлял неслыханное благородство и не брал ничего из припасов, что для лешего весьма нехарактерно.
8. Его лицо было покрыто волосами, что не соответствует другим наблюдениям.
9. Удивляет отсутствие следов на болоте, что просто невероятно.
10. Данное сообщение вызывает весьма большие сомнения в его достоверности, что отражено в статье Н.Н. Акоева «Разбор полётов 1 — М.Г. Б_____ и не только» (см. раздел «Новости» на сайте Аламас).
Фото из открытого источника.
Фото из открытого источника.

№817.

Рассказ Якова Васильевича П_____ Красноярский край

Как-то в молодости, в 1921 году, он грузил на телегу навоз с дедом Михалькой (Михаилом). Дед был туговат на ухо, обычно неразговорчив, а тут вдруг разговорился с внуком и рассказал ему историю, которая приключилась в его семье пять лет назад.

В 1915 году, после Столыпинской реформы, он с женой и дочерьми уехали от голода в Красноярскую губернию, где получили хороший надел земли. Поселились они где-то неподалёку от станции Ингаш.

Осенью, когда поспела клюква, одна из дочерей, Софья, пошла по ягоды и не вернулась. Поиски ничего не дали и все естественно решили, что она погибла. Но через год она вернулась домой и рассказала, что с ней произошло.

Когда она собирала ягоды, на неё напал «медведь», схватил её и унёс в своё логово. Там он и содержал её, бдительно охраняя, чтобы она не сбежала. Иногда он, когда она спала, очевидно, куда то отлучался, так как приносил ей мясо, а когда стало холодно, то и какую-то старую женскую одежду. Причём она особенно подчёркивала, что одежда была женской.

В общем, она благополучно прожила у этого «медведя» всю зиму, весну и лето. Первое время «медведь» относился к ней достаточно внимательно и даже бережно, как она объяснила себе, приучал к себе.

Но потом стал проявлять всё больший интерес как к женщине. В это время, это был уже конец лета, он стал больше доверять своей пленнице и отлучался на большее время. Софья говорила, что он начал готовиться к зиме, но что она имела в виду, дед не рассказывал. В общем, в какой-то момент Софья решилась и убежала.

Она благополучно добралась до своей деревни. Но она очень боялась, что «медведь» отыщет её и снова заберёт с собой. Кроме того по деревне пошли всякие сплетни и разговоры на её счёт.

В общем, надо было оттуда уезжать, а так как в тех краях нигде больше знакомых не было, да и скучали по родным местам, то решили вернуться на родину в деревню Вологвино Смоленской губернии.

Во избежание сплетен ни знакомым, ни родственникам эту историю не рассказывали. Через несколько лет Софья умерла от какой-то болезни, и рассказывал дед уже после её смерти.

Смоленская обл., Руднянский район, дер. Морозовка

Комментарий издающего редактора Н.Н. Акоева № 22.
Эта история уже приводилась в более ранних выпусках, она интересна и типична, но проверить её не представляется возможным за давностью лет и отсутствием каких-либо подробностей.

Далее идут показания из Забайкалья, Тувы и Монголии. Вы ложу их завтра. А вы не забывайте подписываться и ставить лайки, они нам очень нужны.