Найти тему
КУЛЬТУРА.РФ

7 интересных фактов о главном здании МГУ

Оглавление

Здание Московского государственного университета — одна из знаковых достопримечательностей столицы. В День российского студенчества и годовщину основания Московского университета «Культура.РФ» вспоминает интересные факты о строительстве знаменитой высотки.

Памятник советского гигантизма

Построенный в 1949–1953 годах Университет почти 40 лет считался самым высоким зданием в Европе — лишь в 1990 году его обогнала Ярмарочная башня во Франкфурте-на-Майне. В России главное здание МГУ удерживало свои лидирующие позиции на 13 лет дольше: только в 2003 году в Москве появилось здание выше — жилой комплекс «Триумф Палас». Высота главного здания МГУ с учетом его шпиля составляет 240 метров.

Борьба архитекторов за право возводить главное здание 1950-х

-2

Изначально строительством высотки должен был руководить Борис Иофан. Ему принадлежал первый проект здания. Но незадолго до начала стройки он был смещен с должности главного архитектора, и на его место был назначен Лев Руднев. Причиной такой замены стало то, что Иофан, зная о не совсем удачном потенциальном расположении здания (он предполагал построить корпус прямо над обрывом Воробьевых гор), не хотел ничего менять в своем проекте и был готов рисковать. Лев Руднев оказался более уступчивым и перенес место строительства на 800 метров вглубь.

Целый город в одной высотке

-3

В главном здании МГУ разместились геологический, механико-математический, географический факультеты, а также ректорат, научная библиотека, Музей землеведения и Дворец культуры. Согласно придуманной архитектором концепции, университетский комплекс включал в себя всю необходимую учащимся инфраструктуру (библиотеки, почту, магазин, столовую, бассейн, телеграф и другое). Таким образом, переступивший 1 сентября порог МГУ студент мог ни разу не покидать здание до конца учебного года.

Вид с «короны Москвы»

-4

При проектировании МГУ Лев Руднев предусмотрел и несколько смотровых площадок — ведь помимо того, что здание было самым высоким в столице, оно еще и находилось на самой верхней точке города. Это место всегда называли «короной Москвы». Самая верхняя обзорная площадка расположена на 32-м этаже. В центре открывающейся со смотровой панорамы города — арена Лужников. По сторонам от него хорошо просматриваются Москва-Сити, гостиница «Украина», Белый дом, высотка на Кудринской площади и здание МИДа. Чуть дальше можно разглядеть храм Христа Спасителя, собор Василия Блаженного, памятник Петру I и Шуховскую телебашню.

Альтернативные варианты скульптурного оформления

-5

Вместо пятиконечной звезды на высоком шпиле здание могла венчать фигура Михаила Ломоносова или, возможно, даже Сталина. Но от этой идеи отказались — посчитали, что шпиль со звездой логически свяжет здание университета с другими сталинскими высотками. Звезду и колосья, созданные из желтого стекла и алюминия, выполнили в мастерской Веры Мухиной, как и остальное скульптурное оформление. Художница предлагала установить перед главным зданием и свою скульптуру, но Берия ей отказал.

Цвет советских художников и скульпторов на главной стройке страны

-6

Помимо Мухиной, в оформлении МГУ участвовали и другие ведущие художники и скульпторы своего времени — около 200 специалистов. Так, Павел Корин стал автором мозаичного панно с развевающимися знаменами в актовом зале. Александр Дейнека работал над оформлением фойе — создал мозаичные портреты крупнейших мировых ученых. Сергей Коненков и Михаил Аникушин выполнили скульптуры ученых для Музея землеведения. Автор известного памятника Юрию Долгорукому перед московской мэрией Сергей Орлов создал бронзовые фигуры физкультурников на портике главного входа и композиции «Молодежь в науке» и «Молодежь в труде», расположенные перед главным зданием со стороны Ломоносовского проспекта. Главный памятник комплекса — Михаилу Ломоносову — выполнил скульптор Николай Томский совместно с архитектором Львом Рудневым.

Строительство МГУ как стимул для технических инноваций

-7

При строительстве МГУ были использованы инновационные технологии создания фундамента и металлического каркаса, которые позволили в условиях проблемного грунта построить здание такой грандиозной высоты. Их автором стал создатель Останкинской телебашни Николай Никитин. Он предусмотрел такую конструкцию, в которой давление небоскреба приходилось не на нижние этажи, а было распределено по всей его высоте, что сделало здание более надежным и значительно сократило стоимость строительства.

Автор: Лидия Утемова