Найти в Дзене
Факты.

Новгородское проклятие.

На Руси всегда хватало предсказателей и провидцев. Одним из них был Зосима Соловецкий, предвидевший падение Новгородской республики.
На Руси всегда хватало предсказателей и провидцев. Одним из них был Зосима Соловецкий, предвидевший падение Новгородской республики.

Зосима родился в селе Толвуй, на берегах Онежского озера в самом начале XV века. Его родители рано умерли. и Зосима никак не мог утешиться. Однажды он встретил странствующего инока Германа. Тот увлёк Зосиму идеей служения Господу и вместе они отправились бродить по святым местам Новгородской земли. Примерно около 1436 года странника оказались на пустынных островах в белом море. там они решили заложить обитель, чтобы в тишине предаваться молитвам и труду. Со временем братии в обители становилось всё больше. Монахи отвоевали у лесов землю для посевов, заложили сады и огороды, начали варить соль. Новый монастырь рос и богател день ото дня, и слава о нём разнеслась по всей Новгородской земле. В которой, кстати, было неспокойно. Москва собирала под своей рукой русские земли. Однако в Новгороде власть взяла группировка во главе с Марфой Борецкой, властной, умной и очень богатой женщиной, при этом яркой сторонницей присоединения к Литве. Оказалось, что Герман и Зосима заложили монастырь именно в тех местах, которые Борецкие считали своими владениями. Начали возникать конфликты, но каждый раз бояре урезонивали марфу-посадницу, заступаясь за "святых людей". Марфу особенно раздражало, что Зосима, ставший настоятелем монастыря, открыто ратовал за присоединение Новгорода к Москве. В 1465 году Зосима отправился в Новгород - возник спор с Борецкими о правах на рыбную ловлю. Марфа приняла старца как дорого гостя, пытаясь склонить на свою сторону. Но зосима в очередной раз порицал её за сближение с Литвой. Тогда Марфа велела гнать его "со двора палками". Вернувшись в монастырь, Зосима стал говорить, что Новгород ждут тяжёлые времена, а многих его лучших людей - изгнание или смерть. Он уверял, что шестеро бояр за столом Марфы всё время виделись ему без голов. а вечевой колокол - расколотым. Слухи о видениях Зосимы дошли до Марфы, и она снова пригласила его в Новгород, рассчитывая на примирение. Монастырю даже была дана грамота, которая отдавала в его полное владение три острова. Марфа обещала Зосиме богатые подношения и всевозможные блага, но старец лишь покачал головой и сказал, обводя двор Борецких печальным взглядом : "Настанет время, когда жители этого дома не будут ходить по своему двору, двери дома затворятся и уже не отворятся, этот двор опустеет". только заступничество всех без исключения видных бояр спасло Зосиму от расправы. Не пришло и пяти лет, как пророчества стали сбываться. В битве на реке Шелони московское войско наголову разбило новгородское ополчение. Иван III приказал казнить шестерых бояр, активнее других собиравших рать против него. Это были именно те, кто привиделся Зосиме без голов, в том числе Дмитрий, сын и единственный наследник Марфы. Однако Новгороду было оставлено самоуправление, сохранила свои богатства и Марфа. Она по-прежнему интриговала против Москвы, но в октябре 1477 года Ивану III это всё надоело, и он вновь явился на Новгородчину с большой армией. На этот раз желающих сражаться не нашлось - Новгород подчинился Москве. Несколько боярских семей были высланы, а их земли конфискованы. Отправили в Нижний Новгород и Марфу. Дом Борецких заколотили и забросили, а могущественная посадница через несколько лет умерла в ссылке. Увезли в Москву по приказу Ивана III и вечевой колокол - символ Новгородской республики. А когда его снимали, по бронзе пошла трещина. Зосима Соловецкий узнал о том, что его пророчество исполнилось, за несколько месяцев до смерти, последовавшей в апреле 1478 года.