Найти в Дзене
На волне памяти

Записки фронтового разведчика. Часть 5: Победу празднуют только тогда, когда придут домой

Мы продолжаем публикацию статей, основанных на дневниках Григория Прокофьевича Головченко. Военный период, описанный в них, открывается январем 1942 года. Предыдущую часть вы можете прочитать здесь.

«С наступлением сумерек я отдал приказ об отходе назад через линию фронта. Все шло очень хорошо. Мы, получив очень ценные сведения, остались незамеченными врагом, но, как говорят, победу празднуют только тогда, когда придут домой.

Невдалеке от передовых немецких позиций нужно было обойти полусгоревшую деревушку, и мы, обходя ее, нарвались на минное поле. Идущий справа дозорный попал лыжной палкой в мину, вызвал взрыв, которым повредил правую ногу и руку. На этом беда не кончилась. На взрыв вышли немцы и открыли ураганный огонь из пулеметов, автоматов и минометов по месту, где произошел взрыв. Осколками мины был ранен еще один разведчик. Я решил залечь и оценить обстановку, кроме того, нужно было оказать помощь раненым товарищам. После пяти-десяти минутного отдыха под огнем мы двинулись самым скорым темпом резко назад, чтобы уйти из-под огня.

Маневр оказался верным, но только отчасти. Из-под огня мы ушли, но натолкнулись на немецкий патруль примерно силой в 30 человек, который, видимо, был послан узнать, в чем дело. С этим патрулем у нас завязался огневой короткий бой. Уложив нескольких фрицев, мы взяли строго на северо-восток и скоро скрылись из виду немцев, т.к. они были без лыж, а мы на лыжах и, кроме того, сгустившаяся темнота скрыла наш след. Двигались мы все время в полосе, освещаемой ракетами и обстреливаемой с пулеметов. Это до некоторой степени помогало нам ориентироваться о нашем местоположении.

Примерно через 2-3 часа после неравного боя мы снова напоролись на немецкий гарнизон опорного пункта у самой передовой позиции, но темнота помогла нам ускользнуть, и немцы, хотя и открыли огонь, но вслепую: мы были уже в нейтральной полосе. Раненые товарищи, превозмогая боль, которая на морозе особенно чувствительна, не отставали от общего ядра отряда. Еще несколько усилий, и мы очутились перед своими позициями, с которых также открыли по нам огонь, т.к. мы попали, оказывается, на соседний участок, где не знали о нашей работе. Но наш крик дал им понять, что мы свои, и огонь прекратили. Но тут же немедленно мы были окружены, и начались расспросы, кто мы и откуда. Дело кончилось тем, что нас всех под усиленным конвоем отправили в ближайший штаб полка, чему мы особенно были рады.

-2

В штабе полка мне удалось доказать, что мы свои, но ввиду боевой обстановки попали на чужой участок. Последний разговор командира полка со штабом дивизии окончательно убедил наших хозяев, и мы были освобождены из-под стражи. Мне любезно было предложено заночевать в штабе полка, но я попросил транспорт для раненых, вызвал машину из штаба 220 дивизии и тут же уехал. Так кончился первый мой боевой опыт в Отечественной войне.

Потом мне часто приходилось вспоминать об этом деле, когда я оказывался в более трудной обстановке. После задушевного разговора с командиром дивизии за чашкой горячего молока я лег спать. Я не припомню в своей жизни дня, который мне казался таким хорошим для отдыха, как именно этот день. Нужно признаться, что одно дело представлять себе трудности работы разведчика и совсем другое дело - испытать эти трудности. Для меня боевая обстановка была не новостью, я переживал очень острые моменты в своей жизни в борьбе с басмачами [имеется в виду его служба на южной границе тогдашнего СССР в начале 30х годов- прим. редактора], но здесь было намного сложнее, ибо мы дело имели с хитрым и хорошо обученным противником.

Утром я сделал подробный доклад о разведке противника командующему [39 армии] генерал-лейтенанту Масленникову Ивану Ивановичу. Командующий, выслушав меня, задал несколько уточняющих вопросов, после чего недвусмысленно заявил, что я поведу первую колонну штурмового отряда».

Продолжение следует…

Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить продолжение, ставьте лайки, и вы узнаете много интересных фактов об истории из первых уст.

Любое использование (полное или частичное) материалов данной публикации возможно только с разрешения администратора канала «На волне памяти»!

Мнения авторов могут не совпадать с официальной позицией и позицией редакторов

#история #мемуары #Григорий Головченко #воспоминания #ВОВ #Великая Отечественная война #война