Найти тему

Очень редкий приём древнерусских гончаров

Древнерусские гончары использовали много разных приёмов при изготовлении сосудов. Некоторые были чисто технологическими (например подготовка глины и добавление к ней различных примесей). Другие - эстетические (нанесение различных орнаментов).

Самым редким приёмом, по всей видимости, надо считать нанесение на сосуд надписи до обжига. Это очень сложное действие - ведь нанесение надписи на мягкую необожжённую глину могло повредить тонкие стенки изделия. Надписи, процарапанные на горшках уже после обжига, встречаются чаще - их и наносить проще, на уже твёрдый материал.

Статистика подтверждает это предположение - ведь за долгие годы археологических исследований, из неисчеслимого количества найденных сосудов и их фрагментов, мы знаем только 8 случаев, когда надпись наносилась на сырую глину (Коваль, 2019. С. 207).

И все эти 8 по-своему уникальны. Судите сами. Первая же находка в этой категории - не абы какой горшок, а сосуд-голосник, вмонтированный в стену Софийского собора в Новгороде. Найден он был, соответственно, не в ходе археологических раскопок, а в ходе реставрационных работ. Надпись на нём была выполнена не гончаром, а художником (возможно, оформляющим фрески), который также изобразил на этом сосуде очень сложный рисунок-крест. Сама надпись при этом гласит "Стефан писал". И это не единственный "автограф" Стефана на стенах Софийского собора. Кроме того, у этой вещи есть и относительно точная дата изготовления - не позже 1109 года, когда голосник могли поместить в своды ризницы перед началом росписи собора (Медынцева, 1978. С. 38). В общем, этот сосуд настолько уникален, что, возможно, ему следует уделить отдельную статью. Тем более, что он не единожды публиковался в научной литературе, а вот в публицистической встречается гораздо реже.

Следующая находка - клеймо на донце сосуда. Найдено было в 1983 г. в Торжке. Вообще клейма на донцах - распространённое явление для древнерусских сосудов. Но надпись среди них одна. И гласит она "Степан". Причём сделана в зеркальном отображении. Связано это с тем, что надпись изначально была нанесена на специальную матрицу-подставку, на которой и лепился горшок. Только изготовивший эту матрицу не учёл, что надпись при оттиске отразится. Надпись эту можно считать экспериментом гончара. Причём судя по тому, что до сих пор найдено только одно такое донца, эксперимент, видимо, не был признан удачным.

Фото и прорисовка клейма на донце из Торжка. Взято из публикации В.Ю. Коваля (Коваль, 2019. С. 201).
Фото и прорисовка клейма на донце из Торжка. Взято из публикации В.Ю. Коваля (Коваль, 2019. С. 201).

Ещё одна находка представляет собой обломки верхней части горшка. Надписи читаются на двух из них. На одном - ВОЕМУ М, а на другом - НОД. Есть предположение, что это могут быть остатки от молитвенной надписи. Что-то вроде "Господи, помоги рабу своему м....", но это (естественно) не точно. Найден он был на раскопках селища Автуничи (Черниговская область).

-3

Следующая находка - обломок стенки большого сосуда (корчаги). Найдена она была на памятнике археологии "селище Большие Вяземы 1". Когда-то здесь было село, в котором располагалась родовая усадьба бояр Годуновых (да-да, род того самого Бориса Годунова). Жаль только, что сама находка происходит не с их двора. Что же на ней написано? Удалось прочитать несколько букв: N, Д, I, C. Имеются части других букв и знаков, но в целом надпись прочитать не удаётся: сохранилась лишь её малая часть.

Следующие две находки уникальны тем, что это (пока что) единственный случай, когда обломки двух таких сосудов были найдены на одном памятнике. И даже на одной (или на соседних) усадьбе. Происходят они с городища Ростиславль и были найдены в 2011 и в 2017 годах.

Надпись на первом сосуде сохранилась почти полностью и гласит:

…АЛЪ ГОРОНОЦЬ ЮРИЮ А КТ ВОЗМЬ А ДА I…

Что можно перевести как: ...(д)ал горшок Юрию, а кт(о) возьмёт, да и...

Видимо, дальше должно было следовать что-то типа проклятия на голову того, кто этот горшок украдёт.

Фрагмент второго горшка очень схож по технике изготовления с первым. Можно предположить, что их делал один мастер. Однако на нём сохранилась только совсем маленькая часть надписи, которая гласила "ОТ". Возможно, это тоже часть какой-то дарственной надписи, хотя, конечно, по такому маленькому фрагменту утверждать это невозможно.

"Дал горшок Юрию". Фото и прорисовка. Взято из публикации В.Ю. Коваля (Коваль, 2019. С. 203).
"Дал горшок Юрию". Фото и прорисовка. Взято из публикации В.Ю. Коваля (Коваль, 2019. С. 203).

Седьмая находка сделана в 2018 г. при раскопках города Болгара (Волжская Булгария, современная территория Татарстана). Это (как и в случае с сосудом из Больших Вязем) фрагмент стенки корчаги. Не смотря на то, что находка сделана в Болгаре, сосуд абсолютно точно был произведён древнерусскими гончарами - болгарские подобные вещи не производили (Коваль, 2019. С. 205). Попал он туда или в ходе торговли, или вместе с русскими переселенцами. Такая экстерриториальность делает эту находку также уникальной.

К сожалению и на этот раз надпись не является осмысленным текстом - сохранилась только одна буква «А». Можно утверждать, что эта буква не входила в состав какого-то слова или фразы, однако на целом сосуде могли быть помещены и какие-то иные буквы. Само очертание буквы (округлость) схоже с тем, как такие буквы чертили на бересте. Вероятно, гончар имел и такие навыки.

-6

И последний на сегодняшний день найденный предмет - обломок поливного сосуда, украшенного рельефными изображениями, оттиснутыми набором штампов. Найден он был на северо-западной границе современной Москвы, на селище Мякинино 1. Это селище – остатки важного административного пункта - Войницкого мыта.

Скорее всего, найденный фрагмент - часть умывальника. На нём читаются части фигур музыкантов: гусляра и гудца, а также танцора. Над ними четко читаются оттиснутые буквы: слева от головы «танцора» – «Е, I», а справа – «C» и другие, не столь ясные

Фото и прорисовка фрагмента сосуда из Мякинино. Фото из публикации В.Ю. Коваля (Коваль, 2019. С. 206).
Фото и прорисовка фрагмента сосуда из Мякинино. Фото из публикации В.Ю. Коваля (Коваль, 2019. С. 206).

Что можно в целом сказать об этих находках? Мы уже говорили, что каждая из них по-своему уникальна. Но есть и общие для них моменты. Например, из восьми предметов на шести надписи были нанесены гравировкой (то есть процарапаны) на поверхности необожённого сосуда. Два других случая - оттиск клейма (Торжок) и штамповка (Мякинино).

Что ещё примечательно, так это то, что в большинстве случаев горшки с надписями связаны с элитарными комплексами. В Ростиславле и Болгаре такие горшки обнаружены в центре города. Вяземы – место размещения усадьбы одного из богатейших аристократов Руси, а затем царя Бориса Годунова. В Новгороде - это центральный храм. В двух других случаях эта керамика хоть и происходит с довольно рядовых усадеб, но сами поселения (Торжок и Автуничи) - это крупные и богатые населённые пункты.

Однако даже если эти сосуды принадлежали аристократам, важно отметить, что надписи по сырой глине наносили не они, а ремесленники-гончары (кроме, вероятно, голосника из Великого Новгорода). А это уже говорит о распространении грамотности среди ремесленников в городах Древней Руси.

P.S. Приношу свои извинения за качество некоторых иллюстраций. Тема довольно редкая и высококачественные изображения некоторых предметов найти, к сожалению, не удалось.

Литература:

Коваль В.Ю. Надписи на средневековых русских сосудов, выполненные до их обжига // Звучат лишь письмена. К юбилею Альбины Александровны Медынцевой. - М.: ИА РАН, 2019. С. 200-209.

Медынцева А.А. Древнерусские надписи Новгородского Софийского собора XI–XIV века. М.: Наука, 1978. 311 с.

Медынцева А.А. Художники-живописцы, строители и писцы-каллиграфы новгородской Софии в первые века ее существования (итоги исследований надписей-граффити) // Памятники средневековой археологии Восточной Европы. М.: ИА РАН, 2017. С. 48–68.

Смирнов А.Н. Дворцовый комплекс Б. Ф. Годунова в селе Вяземы // Археология Подмосковья. Вып. 5. М.: ИА РАН, 2009. С. 340–357.

Еда
6,93 млн интересуются