Найти тему
Квадрат интересов

Что такое постмодернизм? Просто на примере крутого российского сериала "Игра на выживание"

Посмотрев зимой динамичную 16-ти серийную новинку от "ТНТ-Премьер", я под положительным впечатлением написала про нее статью-рецензию в Дзене (ссылка на нее будет в конце этой статьи), где категорически рекомендовала "Игру на выживание" всем любителям экшнов и триллеров.

Статья собрала множество комментариев, в том числе и с мнением других зрителей. Часть из них остались недовольны тем, что в "Игре" слишком часто менялись жанры; еще одной части не понравилась атмосфера практически кафкианского абсурда. В действительности им просто не нравится постмодернизм - культурное явление, которое плавно перетекло из литературы в кинематограф в конце XX века.

Над четким определением этого термина бьется не одно поколение культурологов. Но все же есть группа художественных приемов, отыскав несколько которых в кино или в сериале, вы сможете смело заявить "Это постмодернизм!".

Сейчас я расскажу вам простыми словами про четыре таких приема, проиллюстрировав их примерами из сериала "Игра на выживание".

В основе сериала лежит история про 16 человек, которых забрасывают в безлюдный лес для участия в игре по типу "Последнего героя". На следующий день съемочная группа шоу в полном составе пропадает, а с персонажами начинают происходить невероятные события.

1. Историографическая метапроза.

В постмодерновой литературе часто используется прием интертекстуальности, когда в произведении есть отсылки к другим произведениям, обычно культовым или широко известным. Историографическая метапроза же использует отсылки к реально существующим людям или событиям.

-2

Что в "Игре на выживание"?

Героями сериала, среди прочих, стали известные актеры - Александра #Бортич Алексей #Чадов и Игорь Верник. Это полноправные персонажи, а не камео; другие герои сериала воспринимает эту троицу исходя из их статуса в реальной жизни.

Также популярные личности отдельно выделяются тем, что остальных персонажей играют малоизвестные актеры.

2. Пастиш.

Чаще всего под чужеродным словом "пастиш" понимается просто комбинирование различных жанров в одном произведении.

-3

Что в "Игре на выживание"?

Сериал начинается как псевдодокументалистика про съемки реалити-шоу, потом резко превращается в боевик, потом в зомби-хоррор, потом в триллер про секту, потом в фильм-катастрофу, потом в слэшер про изобретательного маньяка, потом в полицейский процедуал...

3. Магический реализм.

Это смешение и сопоставление реалистичного и фантастического, неестественные временные сдвиги, запутанные повествования и сюжеты, а также другие типа мистические элементы.

-4

Что в "Игре на выживание"?

В предыдущем абзаце я неспроста упомянула зомби. Многие бросают смотреть сериал после их появления, потому что не ожидают увидеть фантастические ноты в этом сериале. Другие же злятся от непонимания, задаваясь вопросами: были ли появившиеся в паре серий зомби на самом деле? Или это переодетые актеры, издевающиеся над героями? Или это массовые галлюцинации?

Да, в "Игре" эту тему не раскрывают до конца (на самом деле там все сложнее и запутаннее, но я же обещала в названии статьи, что буду рассказывать "просто"). Вся соль в том, что в магическом реализме неважно - реальны мистические элементы или нет. Они просто преподаются как данность, порой сами персонажи воспринимают их как нечто само собой разумеющееся. И, конечно же, такие недомолвки отталкивают ту часть зрителей, которая привыкла, чтобы ей все тщательно разжевывали.

4. Паранойя.

Тема паранойи часто появляется в постмодерновых произведениях. Если вселить в героев психическое расстройство, которое заставляет стать подозрительным и во всем видеть злой умысел или становится катализатором бредовых идей, их гораздо легче впутывать в абсурдные и интересные сюжетные ходы.

-5

Что в "Игре на выживание"?

Паранойя - это, пожалуй, основная тема данного сериала. Ни зритель, ни сами герои не понимают, что является причиной происходящего на экране - чей-то злой умысел или стечение случайных обстоятельств.

С каждым сюжетным вывертом, с каждой сменой жанра персонажи все больше хотят докопаться до истины. Особо резким этот нюанс становится, когда герои понимают: один из них сотрудничает с устроителями игры.

Конечно, это далеко не все приемы, которыми отличается постмодернизм. Но в своей киноипостаси он в основном характеризуется именно ими. А "Игра на выживание" - чуть ли не единственный наш представитель, который ими обладает и при этом хорош как сериал еще и сам по себе.

Поэтому если вы хотите познакомиться с кинематографическим постмодернизмом и любите запутанные триллеры, "Игра на выживание" - ваш вариант!

Читайте также:

Рецензия на "Игру на выживание": ТНТ уделывает Нетфликс! Очередной потрясающий сериал от ПОЗОРА России

Губастая нигра-кухарка - жена короля Артура. Так ли плохо очернение персонажей?

Подает ли надежды "Девушка, подающая надежды"?

"Универ" не так плох, как многим кажет